Антон Мороз: «Строители должны чувствовать в системе саморегулирования опору»
В начале декабря состоялся XVIII Всероссийский съезд строительных саморегулируемых организаций. В 2019 году и система саморегулирования, и Национальное объединение строителей отмечают первый «круглый» юбилей. О прошедшем мероприятии мы беседуем с вице-президентом НОСТРОЙ Антоном Морозом.
— Какие темы стали основными на юбилейном Съезде строительных СРО?
— Как обычно, в преддверии съезда проходил цикл тематических круглых столов. Участники обсудили основные темы, которые беспокоят саморегулируемые организации, участников профессиональных объединений и весь строительный комплекс в целом, с представителями Минстроя России, Совета Федерации, Госдумы, Совета и Аппарата НОСТРОЙ.
В первую очередь, речь шла о разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Документ проходит финальную доработку с учётом тех замечаний, которые поступили от федеральных органов исполнительной власти после её первого представления. Национальное объединение строителей активно участвует в работе над этим проектом и, в частности, содействует разработке дорожной карты для её реализации.
Далее участники круглых столов обсудили вопросы, связанные с контрактной системой. Наряду с проблемами ценообразования, это крайне злободневная тема отрасли.
Как и ожидалось, самой обсуждаемой темой оказалась реформа жилищного строительства. Безусловно, нашли отражение и вопросы развития системы саморегулирования.
— По Вашему мнению, каковы основные трудности, с которыми пришлось столкнуться представителям профессионального сообщества за последний год?
— Мы живём в переходный период, когда кардинальные изменения происходят не только в жилищном строительстве, но и в экономике страны в целом. Именно поэтому появилась необходимость подготовки стратегических документов устойчивого развития по основным отраслям экономики.
Сложность текущей ситуации обусловлена тем, что государство ставит перед строительным комплексом огромные задачи, которые нашли отражение практически во всех национальных проектах. Естественно, для того чтобы эти масштабные задачи успешно решить, необходимо реформировать систему строительства по всем направлениям, начиная с возведения жилья и заканчивая экспортом строительных услуг. Ввиду этого нам предстоит выстроить четкую и понятную систему нормативно-технической документации, которая будет способствовать развитию строительного комплекса, сделает его сильнее, чем он есть сейчас.
И как показывает практика, именно в переходный период кардинально меняется законодательство. В данном случае очень важно, чтобы мы держали руку на пульсе в интересах профессионального сообщества. Это большая нагрузка и на саморегулируемые организации, и на профессиональное сообщество в целом.
— Какие шаги предпринимает НОСТРОЙ, чтобы поддержать своих участников?
— Одна из составляющих поддержки НОСТРОЙ саморегулируемых организаций – это комплексная работа с органами региональной исполнительной власти.
Национальное объединение строителей в этом году заключило более 15 соглашений с различными регионами. Эти соглашения отнюдь не являются формальными. При их подписании обсуждались конкретные вопросы, волнующие строительную отрасль субъекта, по которым НОСТРОЙ мог бы оказать поддержку на уровне взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, и в то же время, решая эту задачу, повышал бы статус саморегулирования в регионе.
Соглашения подписывались в ходе встреч представителей НОСТРОЙ и региональных органов власти, в присутствии саморегулируемых организаций региона, через которые в дальнейшем и выстраиваются системные взаимоотношения с органами власти субъекта.
В ряде регионов в рамках этой работы НОСТРОЙ включался в разработку изменения ценовых региональных и федеральных нормативов для субъектов, что позволило увеличить стоимость закупок на конкурсных процедурах и, соответственно, стимулировать строительные компании субъектов выходить на закупки, активно в них участвовать и работать с оптимальной маржинальностью.
Благодаря нашей работе были изменены ценовые нормативы строительства во многих субъектах. Если раньше конкурсы по объектам бюджетного финансирования могли не состояться из-за отсутствия интереса у строителей, то теперь участие в госзакупках – обычная практика, так как компании видят маржинальность своих услуг.
Помимо этого, на окружных конференциях было принято решение обсуждать все какие бы то ни было инициативы, выдвинутые саморегулируемыми организациями во всех федеральных округах. Таким образом, мы сформировали эффективную систему коммуникаций, где сами СРО выходят с нормативно-техническими или правовыми инициативами, которые обсуждаются в других федеральных округах, и по факту их поддержки в регионах Совет или Съезд НОСТРОЙ уже принимают решение о дальнейшем продвижении этих предложений.
Также НОСТРОЙ активно продолжает законотворческую деятельность. Сейчас в Госдуме находится три законопроекта, влияющих на систему саморегулирования. Это и законопроект, созданный на основании предложений и резолюций Съездов НОСТРОЙ, и законопроект, связанный с негосударственной экспертизой, во второй части которого фигурирует так называемая «желтая зона» СРО.
В течение года Нацобъединение активно привлекало саморегулируемые организации к работе над «Стратегией 2030», что позволило обеспечить ее широкое обсуждение и внесение в документ большого количества профессиональных предложений.
Национальное объединение строителей активно взаимодействует с институтом развития ДОМ.РФ, Минстроем и Правительством России по поддержке компаний-застройщиков и генподрядчиков, которые участвуют в жилищном строительстве.
По сути НОСТРОЙ является лоббистом и представителем интересов всех СРО и их членов, работающих в сфере жилищного строительства, выходя с определенными решениями на соответствующие заседания с участием вице-премьера В.Л. Мутко и Министра строительства и ЖКХ РФ В.В. Якушева. Мы предлагаем конкретные региональные кейсы, поступившие от коллег «на местах», которые показывают существующую проблему, пути ее решения и влияние на реализацию нацпроекта «Жилье и комфортная среда».
В нескольких субъектах – например, в Ханты-Мансийском автономном округе – мы инициировали участие в совещании с В.Л. Мутко малых застройщиков, результатом которого стало поручение Правительства России по разработке концепции взаимодействия банков и застройщиков малых городов.
Не могу не упомянуть и огромное количество мероприятий, которые организует НОСТРОЙ, не по форме некоего отчета или пленарного заседания, а в формате «открытого микрофона». Мы приглашаем представителей региональной и федеральной исполнительной власти в субъект, собираем совещания на базе НОСТРОЙ, форума «Устойчивое развитие» или полпредства, приглашаем региональные саморегулируемые организации и строительные компании, которые СРО рекомендуют привлечь для обсуждения конкретных вопросов, волнующих строителей в этом субъекте или округе. Это позволяет обеспечить прямую связь между СРО, их членами и властью, и в «ручном» режиме, и системно решать имеющиеся вопросы.
И надо отметить, огромную роль СРО в субъектах по организации мониторинга реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Мониторинг еженедельно составляется Национальным объединением и направляется в Правительство и Минстрой России. На основании его данных формируются предложения по корректировкам нацпроекта, дополнительным способам его реализации. Эти предложения входят в поручения Правительства, направленные в федеральные органы исполнительной власти, а также в НОСТРОЙ.
В данный момент мы вышли с предложением расширять мониторинг по остальным нацпроектам, связанным со строительством, путем привлечения саморегулируемых организаций. Эта инициатива уже приносит ощутимые результаты, поэтому активная работа в этом направлении будет продолжена.
Мы понимаем, что накопившиеся вопросы и проблемы в момент не решить, но, как говорится, вода камень точит… И вот такими конкретными шагами мы постепенно продвигаемся к решению стоящих перед отраслью задач.
— Что бы Вы пожелали строителям в этот юбилейный год?
— За десять лет существования системы саморегулирования было много критики и положительных отзывов о её развитии. Одно сегодня можно сказать точно: система СРО — это действительно надёжный экспертный институт. Мы желаем, чтобы он играл всё более весомую роль в жизни строительного комплекса.
Необходимо, чтобы представители отрасли чувствовали в системе саморегулирования опору и с помощью профессиональных объединений решали существующие проблемы. Так мы сможем уверенно смотреть вперёд, понимая, что на ближайшие годы строители обеспечены работой, результаты которой будут положительно оценены жителями нашей страны.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru