1. Главная
  2. Интервью
  3. Депутат Руденко: «Саморегулирование первого уровня состоялось»
Интервью

129

Депутат Руденко: «Саморегулирование первого уровня состоялось»

 Депутат Руденко: «Саморегулирование первого уровня состоялось» Накануне Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона № 546788-6 «О национальных объединениях саморегулируемых организаций». Документ представил один из его авторов Андрей Руденко. Вступая перед коллегами, он призвал законодательно достроить существующую конструкцию саморегулирования и закрепить принципы создания и функционирования национальных объединений. Ниже приводим текст его обращения.

«Сегодня я представляю вам проект федерального закона «О национальных объединениях саморегулируемых организаций». Институт саморегулирования сегодня – это более чем 1200 СРО. В саморегулируемых отраслях занято не менее 10 млн человек более чем в 100 сферах экономической деятельности.

Одна из задач, которую ставило перед собой государство, вводя институт саморегулирования, – передача функции контроля профессиональному и предпринимательскому сообществу. Эта задача решена. Саморегулируемые организации выполняют функцию контроля не хуже, чем это делало государство при лицензировании, что отмечается в проекте доклада, подготовленного Минэкономразвития России. Можно констатировать, что саморегулирование первого уровня состоялось.

Саморегулирование второго уровня («по сути») в рамках всей системы не реализовано, поскольку не достигнута ключевая цель – решение всех профессиональных вопросов самим профессиональным сообществом, в том числе устранение недобросовестной конкуренции, повышение качества услуг и защита прав потребителей.

В то же время ряд СРО в инициативном порядке уже сейчас предъявляют более высокие требования, чем установленные законодательно по уровню предоставляемых сервисов, информационной открытости; создают условия для развития добросовестной конкуренции.

Напомню, что в конце 2007 года был принят «базовый» закон – 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». После этого было принято порядка 900 нормативных актов разного уровня, регламентирующих вопросы саморегулирования.

Всё это законодательное разнообразие формировалось спонтанно без учета мнения профессионального и предпринимательского сообщества, о чем неоднократно говорилось.

Профессиональное и предпринимательское сообщество было по инициативе государства переведено на саморегулирование. Абсолютно подавляющее большинство профессионалов и предпринимателей не понимает ценности саморегулирования, как не понимали и ценности лицензирования. На государственном уровне отсутствует концепция развития саморегулирования. Только за ведение реестра СРО отвечают семь различных ведомств; законодательные инициативы различных министерств и ведомств зачастую противоречат друг другу и «базовому» закону.

Важно отметить, что существующая законодательная конструкция не предусматривает возможности обратной связи профессионального и предпринимательского сообщества с государством. Государство не готово общаться с десятками и сотнями руководителей СРО одной отрасли.

Многие проблемы саморегулирования могут быть решены при взаимной заинтересованности бизнеса и власти в развитии института саморегулирования. Необходимо создать условия для диалога всех заинтересованных сторон. Профессиональное и предпринимательское сообщество должно стать равноправным партнером государству в вопросах саморегулирования, для чего необходимо законодательно закрепить институт национальных объединений СРО.

Национальные объединения должны стать профессиональными регуляторами рынка, в исключительную компетенцию которых должно входить: разработка стандартов деятельности и кодекса этики; согласование отраслевых законов; представление интересов отрасли во взаимоотношениях с государством и потребителями.

Такие широкие полномочия национальных объединений должны быть уравновешены механизмом недопущения использования их в интересах отдельных СРО, групп СРО или конкретных персоналий, для чего необходимо законодательно закрепить принципы создания и функционирования национальных объединений.

К принципам создания Национальных объединений можно отнести следующие:
– создание Национальных объединений на добровольной основе (если в отраслевом законе не указано иное);
– в одной отрасли может быть только одно Национальное объединение;
– Национальное объединение может быть создано не ранее, чем через два года после регистрации первой СРО в этой отрасли;
– не должно быть заградительных барьеров на вступление СРО в национальное объединение.


Основные принципы функционирования Национальных объединений:
– информационная открытость и публичность. Требования должны быть не ниже, чем для СРО. На сайте должны размещаться не только учредительные документы, но и решения органов управления, материалы к заседаниям Комиссий, рабочих групп. Все заседания органов управления, а также экспертно-консультативных органов должны транслироваться в сети интернет, а видеозаписи в дальнейшем размещаться на сайте организации;
– обязательная ротация представительных органов управления. Механизм регулярной ротации дает понимание членам сообщества, что они могут претендовать на избрание на любые должности в системе саморегулирования, а, избираясь на должность, работают максимально эффективно на пользу отрасли;
– запрет на предпринимательскую деятельность в сферах СРО или их членов;
– принцип принятия решений – одно СРО – один голос при равных членских взносах.

Необходимо устранить стереотип «большое СРО = качественное СРО». Недопустимо устанавливать законодательно преференции для СРО в зависимости от количества членов, так как в этом случае СРО будет невыгодно повышать профессиональные требования к своим членам, поскольку это приведет к сокращению членской базы.

Существует два варианта законодательного закрепления института национальных объединений. Внесение изменений в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», фактически трансформация этого закона в закон «О саморегулировании». Это сложный путь, так как фактически нужно будет делать новый закон. В тоже время необходимо оперативно законодательно достроить существующую конструкцию саморегулирования, введя в нее Национальные объединения СРО, как профессиональных регуляторов рынка. Поэтому был подготовлен закон «О национальных объединениях саморегулируемых организаций», который и представлен для рассмотрения.

Закон обсуждается с профессиональным и предпринимательским сообществом. Три раза его рассматривали на заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию. Было принято решение поддержать инициативу по законодательному закреплению института Национальных объединений. По инициативе авторов законопроекта 18 сентября 2014 г. в Госдуме был проведен круглый стол по обсуждению законопроекта. В круглом столе приняли участие порядка 100 представителей профессионального и предпринимательского сообщества, руководители СРО и Национальных объединений, а также представители органов власти (Минэкономразвития России и Росреестра). Большинство участников круглого стола поддержали необходимость скорейшего принятия закона «О национальных объединениях СРО», а в последующем – трансформации закона «О саморегулируемых организациях» в закон «О саморегулировании». По результатам круглого стола была создана рабочая группа по доработке законопроекта. Необходимо отметить, что законопроект широко обсуждается на различных профессиональных площадках в сети Интернет.

Представители профессионального и предпринимательского сообщества отмечают, что такого открытого диалога по обсуждению законопроекта еще не было, и что именно такой подход позволит разрабатывать законы, создающие условия для развития саморегулирования.

27 мая 2014 г. Президент России Владимир Путин дал поручение Правительству до января 2015 года разработать общегосударственную модель саморегулирования. С учетом данного поручения, мнений и предложений профессионального сообщества, авторы просят вас, коллеги, принять концепцию законопроекта и поддержать его в первом чтении».

Отметим, что до рассмотрения дело вчера так и не дошло. Содокладчик, заместитель председателя Комитета по вопросам собственности Владимир Афонский назвал документ нецелесообразным и высказал мнение Комитета – отклонить законопроект, что впоследствии и произошло. С мнением ответственного комитета о законопроекте можно ознакомиться на сайте «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности».

Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по СФО
07.06.2024

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по СФО

7 июня состоится заочная Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Сибирского федерального округа. Выдвинут кандидатов для награждения. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по ПФО
03.06.2024

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по ПФО

6 июня состоится заочная Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Приволжского федерального округа. Рассмотрят работу координатора и выдвинут кандидатов для награждения. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
Вернуть старый дизайн