Сергей Беляков: Реализация принятых Регулятором, НПФ и пенсионными СРО мер позволила НПФ сохранить устойчивое положение
Продолжаем подведение итогов года вместе с отраслевыми саморегуляторами.Так, о влиянии вызовов 2020 года на рынок негосударственных пенсионных фондов рассказываетПрезидент СРО АНПФ Сергей Беляков.- Как на отрасли и членах Ассоциации негосударственных пенсионныхфондов сказался 2020 год? Повлияла ли пандемия на рынок? В 2020 году СРО АНПФвыдвигала какие-либо инициативы, призванные оказать поддержку негосударственнымпенсионным фондам? Власти прислушивались к СРО?
- Пандемия, безусловно, повлияла на пенсионную отрасль. В связисо значительным снижением цен на нефть, высокой волатильностьюна фондовом рынке, продолжающимся распространением коронавирусной инфекциизначительно повысились риски всех финансовых организаций, в том числе инегосударственных пенсионных фондов.
В то же время, в том числе попросьбе СРО АНПФ, для поддержания способности НПФ осуществлятьфинансирование экономики и предоставлять финансовые услуги в периодограничительных мер, Банком России был предпринят ряд регуляторныхи надзорных послаблений – в частности, предоставлена возможность отражать в бухгалтерском учете долевые и долговыеценные бумаги, приобретенные до 1 марта 2020 г.,по справедливой стоимости, определенной на 1 марта 2020 г.и т.д.
В марте 2020 г. Банк России ввел временные регуляторныеи надзорные послабления для НПФ: фондам предоставлена возможностьзаморозки цен на ценные бумаги, до 1 января 2021 г. Крометого, Банк России взял на себя обязательство воздерживаться от применениямер в случае возникновения несоответствий структуры портфелей ПН и ПРустановленным ограничениям, а также в случае выявлениянедостаточности активов по результатам стресс-тестирования, если такие несоответствияи недостаточность активов возникли исключительно в результате влияниярыночных факторов и величина несоответствияне превышает 50% от величины установленного структурного ограничения.
Реализация принятых Регулятором, НПФ и пенсионными СРО мер позволила НПФпродолжить поддержание кредитного качества активов на достаточно высокомуровне, сохранить устойчивое положение, а также полностью выполнитьобязательства перед застрахованными лицами и участниками по назначению ивыплате пенсий.
Тем не менее не многие НПФ воспользовались этой мерой и объем активов,которые переоценивались, незначителен, ввиду того, что НПФ, ведущие своюдеятельность на рынке на дынный момент – «сильные игроки» с инвестиционнымипортфелями высокого кредитного качества, а основная доля вложений НПФприходится на корпоративные облигации (54,4 и 47,8%в портфелях ПН и ПР соответственно) – преимущественносреднесрочные облигации ведущих российских корпораций реального сектора. Такимобразом на текущий момент кредитный риск не несет системнойугрозы для рынка НПФ.
Рынок НПФ также уверенно преодолел период повышенной волатильности. Приэтом, значительные колебания цен на фондовом рынке и негативныеэффекты от пандемии не привели к реализации системных рисковв отрасли. При этом влияние существенного роста волатильности финансовыхрынков на портфели пенсионных накоплений (ПН) и пенсионных резервов(ПР) НПФ было ограниченным ввиду значительной доли долговых инструментовв структуре активов фондов и снижения Банком России ключевой ставки.
Вместе с тем, по итогам III кв. т.г., средневзвешенная доходностьпенсионного рынка была существенно выше, чем в I квартале, когдарезультаты их деятельности определяло резкое снижение фондового рынкав середине марта 2020 г., вызванное распространениемкоронавируса в России и в мире.
Так, по итогам 9 мес. 2020 года средневзвешенная доходность как ПН, так иПР составила 4,8% против -0,4% и -0,14% по итогам Я кв.соответственно и позволила обыграть инфляцию за тот же период (3,8%). Медианнаядоходность фондов по итогам 9 месяцев 2020 года составила 5,1%по ПН и 5,1% по ПР.
- Совет АНПФ 26 ноября решил подготовить и направить вЦентробанк и Госдуму несколько законодательных инициатив (об исключительномвиде деятельности НПФ, о распространении налогового вычета по НДФЛ на третьихлиц, об увеличении размера налогового вычета для пенсионных программ). Можетерассказать о них подробнее?
- Действительно, принято решение оподготовке и направлении в Банк России
и Государственную Думу законодательных инициатив:
- обисключительном виде деятельности НПФ;
В настоящее время границы междуфинансовыми продуктами и даже целыми сегментами финансового рынка стираются.При этом, законодательно отрасль НПФ продолжает быть ограничена по сути двумянаправлениями деятельности – деятельностьпо обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионномуобеспечению. На наш взгляд, отмена исключительного вида деятельности дляНПФ назрела давно. Реализация данной законодательной инициативы позволит:
• улучшитькачество продуктов НПФ;
• предлагатьклиентам новые опции (страхование, уход,гериатрия);
• расширить базу для других НФО;
• повысить маржинальность отрасли в целом.
Приэтом, на наш взгляд, усиление конкуренции НПФ между собой, а также другими участникамифинансового рынка позволит повысить качество предлагаемых продуктов иклиентского сервиса, что, в конечном итоге, приведет к улучшению условий дляклиентов большого числа финансовых организаций.
- ораспространении налогового вычета по НДФЛ на третьих лиц;
Законопроект разработан с целью стимулирования развития НПО путемпредоставления лицам, участвующим в системе негосударственного пенсионногообеспечения, дополнительных налоговых льгот и преференций. Исходя изрекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),финансовые и налоговые стимулы являются эффективным инструментом дляпродвижения и развития пенсионных накоплений, они должны быть простыми,понятными, стабильными и едиными для всех типов пенсионных накоплений в стране.Пенсионные накопления, являются долгосрочными инвестициями. Оцениваясложившуюся сегодня ситуацию в России в части функционирования инструментовдолгосрочного инвестирования и сравнивая её с ситуацией в других развивающихсястранах, например, таких, как Мексика, Колумбия, Бразилия, Индонезия, Малайзиямы получаем следующую картину:
-в России доля депозитов занимает 85%, а на инвестиции приходится всеголишь 15%.
- в приведённых выше странах средняя доля депозитов составляет 36%, в товремя как доля инвестиций составляет 64%.
Об уровне развития стимулов негосударственного пенсионного обеспечения внашей стране говорит простое сравнение, например, соотношение пенсионныхналоговых стимулов ко взносам в Израиле составляет 52%, в США 42%, в Словакии37%, в Турции 31%, в Эстонии 27%, в Германии 22% в Польше 18%, а в России всего13%.
Приведённые выше примеры не исчерпывающие, они явно свидетельствуют онедостаточном развитии НПО и его стимулирования в нашей стране, при этомуказывая направления и перспективы для его развития.
Законопроектом предлагается установить налоговые льготы на выплаты пенсийпо договорам, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующуюлицензию российскими НПФ в пользу членов семьи и (или) близких родственников всоответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. При этом, законопроектомпредлагается дополнить Налоговый кодекса Российской Федерации положениями,согласно которым суммы пенсий, получаемые по указанным договорам, неучитываются при определении налоговой базы для взимания налога на доходыфизических лиц.
В настоящее время при определении налоговой базы для взимания налога надоходы физических лиц не учитываются только суммы пенсий, выплачиваемых подоговорам НПО, заключенным непосредственно физическими лицами с имеющими соответствующуюлицензию российскими НПФ в свою пользу.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены на стимулированиезаключения договоров НПО в пользу членов семьи и близких родственников,например, неработающих супругов, братьев, сестер или родителей, что приведет кувеличению пенсионного коэффициента замещения и росту дохода этих категорийграждан при достижении пенсионных оснований.
- обувеличении размера налогового вычета для пенсионных программ.
В настоящее время в соответствии с действующем законодательством налогоплательщикимеет право на получение социального налогового вычета (СНВ)
в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов подоговору НПО, заключенному с НПФ в свою пользу и в пользу членов семьи иблизких родственников, в размере фактически произведенных расходов (но всовокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде).
Указанная максимальная сумма была установлена в 2008 годуи после этого не пересматривалась. С учётом инфляционных показателей в нашейстране за прошедшее время с момента установления суммы в 2008 году еёэкономическое значение было серьёзно нивелировано. При этом в вышеуказанную сумму включаютсятакже расходы на обучение в образовательных учреждениях, медицинские услуги идополнительные взносы на накопительную пенсию и т.д. На практике чаще всегополучается, что весь положенный вычетвыбирается за счёт расходов, связанных с медициной и образованием, не оставляялимита на НПО.
Таким образом,долгосрочные накопления на пенсию отодвигаются на последний план, поскольку СНВвключает в себя расходы на медицину, образование и т.п., являющиеся болееприоритетными в молодом и среднем возрасте.
При этом СНВ является существенным стимулом при принятиирешения гражданином о получении финансовой услуги.
Законопроектом предполагается выделить расходы на различные видыдобровольного пенсионного обеспечения в отдельную статью – «Пенсионныеналоговые вычеты», установив предельный размер расходов по данной статье на уровне 400 000 рублей в год.
Предполагается, чтовыделение пенсионного налогового вычета с одновременным увеличением его размераприведет к пересмотру социально значимых приоритетов граждан, повыситконкурентоспособность негосударственного пенсионного обеспечения на рынкахсбережений, приведет к увеличению единовременных крупных пенсионных взносов(свыше 120 тыс. руб. в год) по договорам НПО, что, в свою очередь, вдолгосрочной перспективе приведет к увеличению среднего коэффициента замещенияутраченного заработка негосударственной пенсией для участников НПО, которое, попредварительным расчетам, должно составить около 2%.
Кроме того,предполагается, что в результате принятия законопроекта дополнительный объемсредств пенсионных резервов, размещаемых в виде долгосрочных инвестиций вроссийской экономике, по итогам 5-летнего периода составит величину свыше 5,7млрд. руб.
- Какие планы у СРО на 2021 год? Что будет в центре вниманиясаморегулятора, а что может отойти на второй план?
К приоритетнымнаправления деятельности АНПФ на 2021 год, помимо вышеперечисленныхЗаконопроектов, можно отнести такие ключевые направления как:
- Введение системы гарантирования НПО для граждан;
- Введение системы государственногософинансирования НПО для граждан;
- Расширение инвестиционных инструментов дляувеличения доходности граждан и повышения маржинальности НПФ;
- Участие НПФ в разработке механизма ИИС-3 наравных условиях с УК;
- Перевод ОПС в Стандартный НПО граждан:
Данное предложение связано в первую очередь с продолжающимся мораториемна формирование пенсионных накоплении граждан (в настоящее время продлен до конца2022 года). Ввиду моратория пенсионные накопления граждан фактически неформируются
и не участвуют в формировании коэффициента замещения утраченного заработка длябудущих пенсионеров. Одновременно с этим длинный инвестиционный ресурс неформируется в том объеме в каком мог бы без моратория для развития экономикистраны.
Как выход из положения, мы видим перевод пенсионных накоплений в стандартнуюсхему НПО с учетом использования сформированных накоплений в рамках ОПС какпервого взноса в систему. В случае реализации данного предложения пенсионныенакопления продолжат формироваться, что положительным образом скажется как наповышении коэффициента замещения, так и притоке новых взносов в пенсионнуюсистему как инвестиционном ресурсе для реализации стратегических программразвития страны. Совместно с реализацией других ключевых вопросов развития НПО,данное предложение должно послужить серьезным толчком для развития всейпенсионной системы в интересах граждан.
Все вышеперечисленные вопросы, на наш взгляд, являются ключевыми для развитияпенсионной отрасли. СРО АНПФ надеется на продолжение плодотворноговзаимодействия с Банком России, заинтересованными органами исполнительнойвласти, Государственной Думой Российской Федерации, саморегулируемымиорганизациями финансового рынка, негосударственными пенсионными фондами, атакже всеми заинтересованными сторонами для развития пенсионного рынка и улучшенияпенсионных условий для граждан.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru