Владимир Аверченко: «Попытка заменить все механизмы саморегулирования только централизованным управлением невозможна»
Информационный портал побеседовал с ректором Института проблем саморегулирования Владимиром Аверченко на актуальную сегодня, связанную с санкциями против России, тему.
- Владимир Александрович, Вы имеете колоссальный опыт государственной и политической работы, Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ, ректор Института проблем саморегулирования, скажите, могут ли экономические санкции, введенные США, ЕС и рядом других стран против России, негативно повлиять на развитие нашей экономики и, соответственно, на саморегулирование? Как поведет себя регулятор в отношении уже сложившегося саморегулирования в различных отраслях в условиях экономических санкций?
- Могу со всей ответственностью заявить, что наша экономика продолжает расти, конечно, может быть не такими темпами какими бы хотелось. Но я бы не делал пессимистические заявления. Почему? Потому что это формирование сознания, в том плане, что мы как бы пытаемся настроить себя на то, что в экономике уже все плохо. Да, нас ожидают непростые времена, к которым нужно быть готовыми и суметь их преодолеть.
Однако пока для этого серьезных складывающихся обстоятельств нет. Во-первых, санкции могут привести с одной стороны к созданию трудностей, смятению и замешательству. А могут, в зависимости от нашего к ним отношения, привести к тому, что мы мобилизуемся и используем данный нам внешними обстоятельствами шанс на то, чтобы настроить экономику на решение внутренних проблем.
Нам говорят, что у нас будут меньше покупать газа – замечательно, давайте потреблять, перерабатывать газ внутри страны. Давайте больше перерабатывать сельскохозяйственной продукции, чтобы она в широком ассортименте попадала на полки магазинов. Давайте высвободившийся металл направим на строительство мостов, стадионов, спортивных сооружений и т.д. В машиностроении давайте производить комплектующие, которые еще вынуждены завозить.
Что касается саморегулирования, другого пути кроме как, идти по пути доверия формирования основ законодательства и выработки решений самому профессиональному сообществу, альтернативы нет. Попытка заменить все механизмы саморегулирования только централизованным управлением невозможна. Здесь должно быть разумное сочетание, баланс роли государства и свободы профессиональных сообществ.
Наблюдая за тем, что происходит, мы видим, за последний год было создано громадное количество некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций без всякой инициативы государства, без обязательности как это было в строительстве. Буквально последний пример – всероссийский съезд СРО операторов по обращению с отходами. Никто их не подталкивал к проведению форума, просто пришло понимание, что нужно объединяться, лоббировать интересы, в конце концов, наводить порядок с отходами промышленными, сельскохозяйственными, бытовыми твердыми и жидкими, что это некий резерв, который позволит создать новый цивилизованный бизнес. И это будет и в пользу потребителю, и государства, и профессионального сообщества.
Вполне возможно, что в каких-то отраслях будет откат назад там, где не сработало саморегулирование, но это будет временное явление. Это, скорее всего, будет потому что кому-то из чиновников или законодателей не хватило терпения дать маленькому неокрепшему ребенку набить шишек и наработать собственного опыта. Если взять строительство, то это всего около пяти лет саморегулирования – очень маленький период. Это не 10, не 20 и даже не 50 лет. То есть у законодателей, управленцев должно хватить терпения на то, чтобы профессиональное сообщество немного поварилось в своем котле и дождаться хотя бы бульона, я не говорю о готовности всего блюда. Другого пути, подчеркиваю, нет. Все равно в разных сферах в разнообразных формах саморегулирование будет расширяться.
- Владимир Александрович, высказываются большие опасения, что нынешний внешнеполитический фактор, может привести к отказу от саморегулирования и возвращению к централизованному управлению экономикой, возможно ли это?
- Аналогии, например, с тридцатыми годами прошлого века не может быть. Тогда нужна была жесткая дисциплина, чтобы мобилизовать и общество, и экономику. Но в 30-е годы у нас была совершенно другая страна – аграрная, малообразованная. Сейчас каждый второй имеет высшее образование, мы живем в совершенно другом информационном пространстве, когда за несколько минут можно получить информации больше, чем в 30-е годы за год. С помощью Интернета можно получать технологии, обмениваться опытом, советоваться со специалистами из разных стран мира не выходя за порог собственного дома. Это дает абсолютно новые возможности в организации быта, в профессиональной и общественно-политической деятельности. Сегодня не такая ситуация как в тридцатые годы. Мир стал более глобальным и у нас есть выбор. Если тогда мы были сильно увязаны на Запад, то сейчас есть Южная Америка, Восток, Юго-Восток. Мало того разъединиться сейчас невозможно даже ментально. Например, можно за ночь переговорить с русскоговорящими коллегами или единомышленниками в Швейцарии и в США, Германии и Австралии. И никто помешать не может, я имею ввиду не только наше государство. Кстати, по Интернету я спокойно общаюсь с людьми из Западной Украины и рассказываю, что пишут в российских средствах массовой информации, а они что печатается у них. Из этого разговора мы выходим уже другими людьми, не такими, какими были до общения. Поэтому изолировать нас не удастся, а мобилизационной экономики, я полагаю, не потребуется. Сформировавшаяся система саморегулирования будет совершенствоваться и развиваться. Безусловно, будут трудности, но их надо использовать на решение своих внутренних проблем.
Сказать, что идеальная система саморегулирования, к примеру, создана в строительстве мы не можем. Так, аппараты саморегулируемых организаций пытаются подменить профессиональное сообщество, а оно не в полной мере осознает те возможности, которые дают ими же уплаченные взносы для лоббирования своих интересов через эти структуры. Саморегулируемое сообщество не может сразу прийти к пониманию этого. Оно, безусловно, придет, но со временем. И, к сожалению, по многим факторам мы видим, что функционеры, менеджеры во многих структурах саморегулирования имеют к профессиональному сообществу весьма далекое отношение. Я бы сформулировал это как некий переходный период. Нельзя это принимать за константу, скорее всего, это «детская болезнь» саморегулирования. Переболеем и поймем значимость этих организаций, усовершенствуем правила игры, чтобы эти механизмы были использованы более эффективно. Кстати, мы видим прогресс. То, что сегодня все три национальных объединения в строительстве во весь голос заговорили о том, что они готовы играть серьезную роль в совершенствовании законодательства тому подтверждение. А они действительно могут сыграть громадную роль. Я уверен, что уже в 2015 году мы увидим уже какие-то реальные результаты, принятые нормативные акты, например, по компенсационным фондам, которые будут пролоббированы национальными объединениями в Правительстве и ГД РФ.
Хочу пожелать саморегулируемым организациям и коллективам плодотворно провести осенью плановые съезды и принять решения укрепляющие возможности строительного сообщества. Успехов.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru