Что государства ждут от СРО?
Не секрет, что на «плечи» саморегулируемых организаций ложатся те или иные регуляторные функции. Проанализировав зарубежную практику саморегулирования на финансовом рынке, Центробанк выяснил, в каких видах отношений власть готова поделиться своими полномочиями с профессиональными объединениями…
Защита инвесторов
Для крупных саморегулируемых организаций ключевыми являются вопросы защиты инвесторов. В частности, FINRA и IIROC устанавливают регулирование и осуществляют надзор за предоставлением клиентам информации о совершаемых с ними сделках, определением инвестиционного профиля, противодействием конфликту интересов, исполнением сделок за счет клиентов на наилучших условиях для них (best execution), определением квалификации и вознаграждением представителей и агентов, рассмотрением финансовыми организациями жалоб потребителей и др.
Надлежащее функционирование рынка
Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации, манипулированию рынком, надзор за соблюдением правил торгов FINRA и IIROC устанавливают правила об организации торговли, в том числе о предотвращении манипулирования рынками, требованиях к заявкам и порядку их удовлетворения, раскрытии информации о совершенных сделках с долговыми ценными бумагами и так далее.
Так, с использованием компьютерных программ FINRA ежедневно отслеживает в среднем 37 млрд сделок на финансовых рынках с тем, чтобы составить обобщенное представление о функционировании финансового рынка США и выявить случаи инсайдерской торговли. За 2016 год FINRA сообщила регуляторам о более чем 785 случаях инсайдерской торговли и мошенничества.
Пруденциальное регулирование и надзор
Вопросы финансового положения участников рынка обычно находятся на периферии регуляторного и надзорного внимания крупнейших СРО. Так, FINRA может устанавливать требования к капиталу для участников клиринга и обслуживающих брокеров, однако данная функция связана с обеспечением надлежащего функционирования организованного рынка. FINRA также проводит работу по оценке политики брокеров-дилеров в области управления ликвидностью и выносит рекомендации по ее совершенствованию.
Принятие регуляторных и рекомендательных документов
Все саморегулируемые организации могут устанавливать правила, обязательные для своих членов. Большинство СРО также публикуют рекомендации по выполнению положений законодательства, обобщающие лучшие практики. Правовое значение правил и рекомендаций, разработанных ассоциациями участников индустрии для своих членов, может повышаться, если их утвердил регулятор. Так, в Великобритании регулятор (FCA) вправе одобрять документы, разъясняющие применение законодательства (guidance), разработанные ассоциациями. Такие разъяснения учитываются при привлечении финансовых организаций к ответственности за нарушение законодательства. В итоге, одобренные регулятором разъяснения занимают промежуточную позицию по своей регуляторной силе между нормативными актами и рекомендательными документами.
Во Франции и Швейцарии регулятор может обязать участников рынка применять стандарты, установленные ассоциациями участников финансовых рынков. Зачастую принятие или изменение правил СРО требует одобрения регулятора. В США SEC не только дает разрешение на изменение правил СРО, но и вправе своим единоличным решением вносить изменения в такие правила.
В отдельных случаях саморегуляторы уполномочиваются только принимать регуляторные документы, однако не осуществляют контроль за их соблюдением. Так, саморегулируемый совет на рынке муниципальных облигаций США (MSRB) утверждает правила регулирования данного рынка, однако надзор за соблюдением этих правил осуществляют государственный регулятор (SEC) и другое СРО (FINRA).
Информационное обеспечение
Зарубежные саморегуляторы финансового рынка достаточно активно выполняют функции по информационному обеспечению. К примеру, FINRA осуществляет целый мероприятий в этом направлении.
- Создание информационных систем для сравнения финансовых продуктов и финансовых услуг FINRA обслуживает систему, позволяющую потребителям сравнивать предложения некоторых финансовых продуктов, например, пенсионные планы или паи инвестиционных фондов. Последние можно оценивать по размеру комиссии, виду управления (активное или пассивное), составу активов, доходности и т. д. Система способствует наилучшему выбору потребителя и облегчает принятие решения.
- Предостережение потребителей о распространенных нарушениях FINRA информирует потребителей о распространенных схемах мошенничества, например с ICO и криптовалютами, бинарными опционами, фальшивыми гарантиями доходности от регулятора и др. Потребители могут подписаться на рассылку таких новостей.
- Проверка регистрации и деловой репутации участников и их сотрудников. С помощью сайта FINRA можно проверить данные всех зарегистрированных брокеров, а также брокеров, чья деятельность приостановлена или прекращена. Данные о брокерах содержат подробное описание всех примененных к ним санкций СРО, суть нарушения, информацию об инициаторе расследования, виде санкции, величине штрафа, реакции нарушителя.
- Статистика финансовых рынков FINRA публикует подробные данные о состоянии рынка долговых инструментов в специальной информационной системе TRACE.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru