Что ответила Госдума на вопрос: платить ли в компфонд аффилированным членам СРО?
Наш портал уже писал о том, как ООО «Эпоха» отстаивало в суде свое право на вступление в НП СРО «Объединенные производители строительных работ» без внесения взноса в компфонд. При этом истец ссылался на свою аффилированность с одним из членов этой саморегулируемой организации - ООО «Дедал». Однако ответ из Госдумы привел к тому, что 30 марта иск ООО «Эпоха» к саморегулируемой организации не был удовлетворен...
Поскольку законодателем в Градостроительном кодексе РФ однозначно не урегулирован вопрос формирования размера компенсационного фонда СРО, исходя из числа аффилированных лиц, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти 17 февраля 2016 года предложил участникам процесса подготовить запросы в комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству с просьбой разъяснить этот вопрос. Соответствующий запрос в этот комитет сделало и Национальное объединение строителей, участвующее в судебном процессе в качестве третьей стороны.
Сегодня НОСТРОЙ отрапортовал о получении ответа (см. оригинал) от комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, подписанного его председателем Алексеем Русских. В этом документе говорится, что статьей 554 Градкодекса установлены требования к саморегулируемой организации, необходимые для приобретения ею права выдачи свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства. При соответствии её требованиям - установленным частью 1 статьи 554 Градкодекса (для СРО в области изысканий и проектирования) и частью 2 статьи 554 Градкодекса (для СРО в области строительства) - такая саморегулируемая организация приобретает право выдачи свидетельств о допуске к работам с момента внесения сведений о ней в государственный реестр СРО.
Одним из обязательных требований, необходимых для приобретения права выдачи свидетельств о допуске к работам, является объединение в составе саморегулируемой организации необходимого числа членов - см. пункт 1 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 554 Градкодекса. Причем, согласно части 3 статьи 554 кодекса при определении числа членов саморегулируемой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо. Это положение введено с целью недопущения возможности создания аффилированными лицами так называемой «кэптивной (карманной) СРО», поскольку это не соответствует целям и содержанию деятельности саморегулируемых организаций, обозначенным в статье 551 Градкодекса.
Вместе с тем, наличие аффилированности никак не связано с возможностью неуплаты взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Поскольку компфонд обеспечивает возможность возмещения вреда жизни или здоровью физлиц и юрлиц, причиненного членом саморегулируемой организации вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации или строительству (см. статьи 5516 и 60 Градкодекса).Исходя из этого, кодексом установлено императивное правило о праве лица, принятого в члены саморегулируемой организации, получить свидетельство о допуске только после уплаты взноса в ее компенсационный фонд (см. часть 6 статьи 556 Градкодекса).
В случае невнесения организацией или индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд в сроки и размере, установленные Градкодексом, саморегулируемая организация принимает решение об их исключении из своих членов (см. пункт 4 части 2 статьи 55 Градкодекса ). Таким образом, из ответа комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству следует, что организация, находящаяся в отношении аффилированности с другой организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, обязана самостоятельно и в полном объеме уплатить взнос в компенсационный фонд этой СРО.
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru