Долгий путь саморегулирования
Для Российской Федерации система СРО представляется новым и ранее не апробированным методом регулирования профессиональной деятельности профессионального сообщества той или иной отрасли. Говоря о строительном комплексе и саморегулировании, стоит заметить, что реформирование было начато еще в позапрошлом году. Однако окончательно стройотрасль перешла на новые правила игры с начала этого года, когда в виду ряда вступивших в силу федеральных законов все строительные лицензии потеряли свою силу, а работа на рынке стала возможна лишь для стройорганизаций, вступивших в СРО и имеющих на руках свидетельства о допусках к работам.
С момента вступления в силу законов о саморегулировании и изменений Градостроительного Кодекса РФ, все участники рынка, осуществляющие деятельность, указанную в перечне особо опасных и технически сложных видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства должны вступать в СРО, производить ряд отчислений, проходить проверки и получать допуски СРО. Контроль деятельности строительных компаний и оценку качества выполняемых работ осуществляют непосредственно саморегулируемые организации, в которых те состоят.
Ряд экспертов убеждены в том, что подобная концепция регулирования строительной отраслью далека от совершенства. Проблема состоит в том, что отнюдь не каждое строительное предприятие в силах вступать в СРО - речь идет о представителях малого и среднего бизнеса, которым не под силу членство в партнерствах. Саморегулирование ставит под вопрос их существование на рынке.
В Петербурге в саморегулируемые организации вступило порядка шестидесяти процентов от общего числа компаний, ранее имевших строительные лицензии. Это означает, что остальным, скорее всего, пришлось покинуть строительную отрасль, что отрицательным образом отразилось на развитии здоровой конкуренции на рынке. Эксперты называют это главным минусом саморегулирования.
По расчетам законотворцев системы СРО в строительстве реформирование отрасли должно было способствовать минимизации стоимости услуг, и как следствие понизить конечную цену объектов капстроительства. Однако факты говорят о том, что саморегулирование может негативно отразиться на рыночной конкуренции и не оправдает возложенных надежд. Отток из отрасли огромного числа предприятий никак нельзя назвать благоприятным процессом.
Тем не менее, членство в партнерствах может стать полезным. Основная задача, которая стоит перед мелкими и средними предпринимателями состоит в объединении усилий, учреждении и создании собственных саморегулируемых организаций. Вступление в СРО открывает для строителей новые горизонты и позволяет эффективно развиваться.
Благодаря упорству своих участников многие объединения уже прошли проверки и получили статус СРО. Безусловно, не всем НП удастся попасть в государственный реестр СРО, однако усилия и координация участников рынка позволяют реализовать имеющийся потенциал и являются важным толчком для развития, как отдельных сообществ, так и всей строительной отрасли в целом.