Эксперты предложили доработать законопроект о СРО специальных субъектов лизинговой деятельности
На заседании рабочей группы по вопросам лизинга Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям при Комитете Госдумы по финансовому рынку и Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, прошедшем 29.01.2019 года эксперты обсудили законопроект, устанавливающий саморегулирование лизинговой отрасли.
Участники рынка не оспаривают необходимость создания СРО и утверждения единых стандартов, но опасаются, что главная роль в саморегулировании отрасли уйдет Центробанку. Законопроект наделяет Банк России полномочиями надзорного ведомства по контролю специальных субъектов лизинговой деятельности, а также дает право установить правила информационной открытости для таких субъектов.
Представители Минфина Центробанка подчеркнули, что полномочия СРО, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности, будут обсуждаться дополнительно в процессе рассмотрения законопроекта.
Напомним, что законопроект № 586986-7, наделивший лизинговые компании статусом специальных субъектов лизинговой деятельности, был принят Государственной думой в первом чтении 22.01.2019 года. К таким субъектам отнесены: лизинговые компании, получающие или претендующие на господдержку; юридические лица, в уставном капитале которых Российская Федерация, регион, муниципальное образование (суммарно) имеет долю, превышающую 50%; аффилированные с ними организации; юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Центробанк или Агентство по страхованию вкладов; банки.
Выполнять лизинговую деятельность такие организации смогут с момента внесения сведений о них в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Ведение реестра возложено на Центробанк. Как отметил директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов на заседании рабочей группы 29.01.2019 года, остаются непонятными последствия исключения лизинговой компании из реестра, в частности нет ответа на вопрос, смогут ли продолжить применение ускоренной амортизации ее клиенты.
Ранее Комитет Госдумы по финансовому рынку предложил дополнить перечень специальных субъектов лизинговыми компаниями, клиенты которых получают господдержку. Причем применение специальных коэффициентов амортизации (подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса) также предполагается считать одной из мер поддержки. Однако представители отрасли выступили против такой перспективы. По их мнению, лизинг стал действенным инструментом модернизации основных фондов предприятий благодаря применению ускоренной амортизации и, как следствие, – оптимизации налогооблагаемой базы. В свою очередь, необходимость включения в реестр на этом основании делает бессмысленным выделение специальных субъектов лизинговой деятельности. Этот довод подтверждается прогнозом депутата Госдумы Анатолия Аксакова о включении в реестр около 90% существующих лизинговых компаний.
По мнению авторов законодательной инициативы, установление определенных требований к таким субъектам (крупнейшим лизинговым компаниям) повысит прозрачность лизингового рынка. Таким образом, удастся сократить системные риски лизинговой деятельности, что приведет к уменьшению процентных ставок по займам, а в результате снизится стоимость лизинга для клиентов из реального сектора экономики.
«Лизинг растёт внушительными темпами: 20-30 процентов, иногда более 40 процентов в год. Удивительно, что так быстро растущая отрасль нередко является убыточной. Это говорит о том, что сектор крайне непрозрачен, в нем много злоупотреблений, махинаций, которые с помощью различных схем позволяют эту убыточность формировать, в том числе, чтобы не платить налоги. При этом государственные средства, направляемые в отрасль, часто растворяются в бизнесе таких компаний», — заявил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на пленарном заседании, в ходе которого рассматривался законопроект.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru