Госдума определит судьбу лизинговых СРО
В Государственную Думу внесен законопроект, который призван урегулировать деятельность лизинговых компаний, отнесенных к категории специальных субъектов, связанных с государством или претендующих на государственную поддержку. Документ устанавливает создание СРО в отрасли.
Проект федерального закона относит описанные лизинговые компании к некредитным финансовым организациям и устанавливает порядок их регистрации, согласно которому сведения о данных организациях вносятся в реестр субъектов лизинговой деятельности Центрального Банка. В свою очередь, компании, внесенные в указанный реестр, предлагается объединить в саморегулируемые организации. Таким образом, законодатель вводит саморегулирование лизингового рынка. Ожидается, что вводимые меры сделают отрасль более открытой и позволят отслеживать рост крупнейших лизингодателей, связанных с государством. Появление лизинговых СРО должно способствовать разработке обязательных для субъектов рынка базовых стандартов, а также предоставит лизинговым компаниям возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы. Транспарентность (открытость) участников рынка за счет перехода на отраслевые стандарты позволит унифицировать правила риск-менеджмента и внутреннего контроля для лизингодателей.
Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства, прошедшем 08.11.2018 года. По словам Председателя Правительства Дмитрия Медведева, законопроект призван усовершенствовать регулирование лизинговой деятельности, которая достигла значительных размеров.
«Институт лизинга оценивается Центральным Банком в 4,1 трлн рублей. В этом секторе работает немало компаний, которые связаны с государством или получают господдержку. Именно на регулирование их деятельности и направлен в значительной степени законопроект», - отметил значение отрасли для экономики России Дмитрий Медведев. - Согласно ему (законопроекту), участники рынка, претендующие на получение субсидий из федерального или региональных бюджетов или уже получившие государственную поддержку, должны будут зарегистрироваться в Банке России. Это позволит отслеживать качество роста таких компаний. Обязательным для таких компаний станет переход к международным стандартам отчетности (МСФО). Для остальных обязательного перехода не будет, но, надеюсь, они будут сами, в добровольном порядке переходить на международную отчётность по понятным деловым и репутационным причинам. Мониторинг будет осуществляться в том числе через саморегулируемые организации. Законопроектом вводится и требование о минимальном капитале. Если раньше компания, находящаяся на грани банкротства, продолжала работать, то с введением этого условия риски должны снизиться».
Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» разработан и внесен в Госдуму Министерством финансов. Как подчеркнули в Правительстве, за двадцать лет своего развития отечественный лизинг достиг значительного размера.
«Стоимость имущества, переданного в лизинг (чистые инвестиции), по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) оцениваются в 1,5 трлн рублей, активы лизингового сектора по МСФО составляют около 2,5 трлн рублей, все неполученные будущие платежи (лизинговый портфель) – 3,5 трлн рублей. Минимальная оценка величины кредитных требований лизингового сектора к экономике составляет около 4% ВВП. На финансовом рынке лизинг занимает второе место по величине кредитных требований после банковского портфеля», - указанно на сайте Правительства России.
Федеральные органы исполнительной власти совместно с Центробанком провели анализ лизингового рынка, который показал, что малые и средние лизинговые компании нестабильны, а их деятельность имеет признаки «теневого» рынка. Как отметили в Правительстве, ежегодно в стране создаются десятки, а закрываются сотни лизинговых компаний. В тоже время лизингодатели сталкивается с проблемами, которые препятствуют его развитию рынка. К ним относятся:
- нехватка требований к системе риск-менеджмента и обеспечению надежности лизинговых компаний;
- отсутствие возможности оценить реальное финансовое положение лизинговых компаний на основе отчетности по российским стандартам учета;
- отсутствие полной официальной информации о лизинговом рынке, а также достоверность отчетности лизингодателей.
Таким образом, низкая информационная открытость рынка, по мере его роста, увеличивает системные риски лизинговой деятельности. При этом значительная доля капитала крупнейших лизинговых компаний принадлежит государству. Согласно данным Правительства, с учетом банков, связанных с государством и Центробанком, государству принадлежит 50-70% активов участников лизингового рынка. Для участников лизингового рынка, связанных с государством предлагается:
- установить требования к минимальному размеру собственных средств;
- ограничить источники финансирования;
- ограничить совмещение лизинга с другой деятельностью;
- установить особенности аудита и предоставления в Центробанк бухгалтерской отчетности;
- установить особенности внутреннего контроля и управления рисками.
Летом текущего года Лизинговые компании подсчитали затратына реформирование саморегулирования.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru