Какие перспективы у СРО на рынке каршеринга?
Депутаты Государственной Думы задумались о саморегулировании рынка каршеринга (система поминутной аренды автомобилей), обретающего все большую популярность в мегаполисах.
Каршеринг это система поминутной аренды автомобилей, которая обретает все большую известность в мегаполисах. С популярностью растут и проблемы, связанные с данной услугой: арендованные машины попадают в аварии, недобросовестные клиенты разбирают авто на запчасти. Поэтому Зампред Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Михаил Романов, отметил, что необходимо усилить саморегулирование в области каршеринга. По мнению депутата, компаниям, работающим на этом рынке, следует более тесно сотрудничать друг с другом.
«Участники рынка могли бы между собой договориться о том, что граждане, которые противоправно использовали автомобиль, больше не смогут взять в аренду машину по такой схеме. Должен появиться черный список таких клиентов, нарушивших ПДД с тяжкими последствиями или укравших запчасти автомобиля. Следует установить особый контроль над техническим состоянием сдаваемых в аренду автомобилей и обратить на них чрезвычайное внимание дорожной полиции», - приводит слова депутата Парламентская газета.
С идей создания СРО на рынке каршеринга согласен и председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
«Федеральный закон о саморегулировании довольно эффективен во многих отрослях. При саморегулировании общественные организации или ассоциации берут на себя часть государственных функций и несут коллективную ответственность: страховую ответственность, финансовую ответственность, за каждого своего члена. Это вещь очень прогрессивная. Но воспользоваться ей или нет, должна решать сама отрасль», - заявил парламентарий.
Также Михаил Романов отметил, что проблемы в сфере каршеринга связаны с халатным отношением фирм к проверке личности арендатора: «Аренда авто часто осуществляется через Интернет или мобильное приложение. Водительские права и паспорт подгружаются в электронном виде. Никто не заботится об их достоверности. … Необходимо обязать каршеринговые компании проверять данные арендатора либо при его личном визите в офис предприятия, либо посредством его идентификации через сайт «Государственные услуги».
Зампред Комитета Госдумы по контролю и Регламенту полагает, что данная услуга должна быть отрегулирована, а методика сдачи в аренду автомобилей должна быть более формальной. Для регулирования деятельности каршеринговых компаний необходимо будет внести поправки в несколько законодательных актов: Гражданский кодекс, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях. Причем административную ответственность в виде штрафов за недобросовестное использование арендованных машин (например, за передачу транспорта третьему лицу) должны нести как арендаторы, так и арендодатели.
А первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков полагает, что отдельных поправок будет недостаточно для урегулирования деятельности каршеринговых фирм, следует разработать новый рамочный закон.
«Понятия каршеринга в законодательстве не существует. Соответственно, необходимо не вносить какие-то требования к отдельным участникам этих общественно-экономических отношений, а нужен комплексный закон, который урегулирует эту сферу. Можно говорить о любых требованиях: к транспортному средству, к водителям, к отношениям между пользователями и компанией, которая занимается этим видом деятельности. Но это новая сфера отношений, и я думаю, что для нее потребуется отдельный закон, - подчеркнул Вячеслав Лысаков. Однако, по мнению парламентария, такой закон не будет принят в обозримом будущем. - Для начала следует принять многострадальный закон о такси. Он коснется двух-трех миллионов таксистов, а не нескольких тысяч пользователей каршеринга. Пока мы не разберемся с таксомоторными перевозками, никто не будет заниматься никаким каршерингом. Потому что за последние годы появились новые обстоятельства, иностранные фирмы, которые работают не в интересах российского бюджета. В первую очередь надо разобраться с ними. Запретить им работать, если у них нет юридического представительства в России. Следует обязать их встать на налоговый учет и передавать права перевозки исключительно лицам, имеющим соответствующую лицензию».
Ранее Вячеслав Лысаков совместно со своим коллегойпарламентарием Сергеем Шаргуновым обвинили страховые компании в том, что подвидом перестрахования на западных рынках они выводят капитал из страны. В СРО«Всероссийский союз страховщиков» посчитали, что депутаты оказывают давление на российские страховой иперестраховочный рынки.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru