Какие законодательные поправки нужны для «работающего» Национального реестра специалистов?
По состоянию на 13 сентября 2017 года в Национальный реестр специалистов (НРС) в области строительства, реконструкции и капитального ремонта внесены сведения о более 96 тыс. специалистов из более 102 присланных заявлений. Работа по формированию НРС в самом разгаре, но эксперты отмечают проблемы, неизбежные для первого опыта по созданию уникального информационного ресурса.
Первая из них связана с невозможностью определить основное место работы специалиста. Согласно регламенту ведения НРС, в официальную версию Реестра на сайте Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) включены только фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица; вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства); дата принятия решения о включении в Реестр или исключении из него сведений о физическом лице. Дополнительно в НОСТРОЙ присваивают каждому специалисту при регистрации идентификационный номер с обозначением вида осуществляемых работ (например, «С» – строительство) и номера региона (не по СНИЛС, а по месту регистрации специалиста).
Отсутствие связи между Единым реестром СРО (а также реестром членов СРО) и НРС может оказаться проблематичным для строительной компании со статусом члена СРО в тех случаях, когда специалисты меняют работу или «переходят» от компании к компании. В этой связи в НОСТРОЙ предложили дополнить ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ нормой, обязывающей специалистов по организации строительства подавать в Нацобъединение сведения об основном текущем месте работы в течение 7 дней с момента заключения трудового договора. Соответствующих изменений потребует также приказ Ростехнадзора от 16 февраля 2017 года № 58 – в форму выписки из госреестра СРО необходимо будет внести данные о специалистах по организации строительства, сведения о которых включены в НРС.
Еще одно предложение со стороны НОСТРОЙ касается обновления данных о своевременном повышении квалификации, которое специалист, включенный в НРС, обязан проходить каждые пять лет. Соответствующая графа может появиться в Реестре, если будут приняты дополнения к ч. 11 ст. 55.5-1 ГрК РФ, позволяющие размещать на сайте Нацобъединения сведения о квалификации специалиста, в том числе о прохождении независимой оценки квалификации в соответствии с положениями квалификационного стандарта и ФЗ №283-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Несоответствие между квалификационными стандартами, принимаемыми СРО, и направлениями подготовки в области строительства, проектирования и изысканий, утвержденными Приказом Минстроя № 688пр от 6 апреля 2017 года, - еще одна серьезная законодательная коллизия на нынешнем этапе реформирования СРО. Если ранее для членов СРО действовали различные свидетельства о допусках на разные виды работ, то теперь члены СРО получают одно свидетельство о членстве, сами разрабатывают квалификационные стандарты и должны иметь в штате специалистов по организации строительства, соответствующих и направлениям подготовки, и требованиям стандартов.
Однако Ростехнадзор зачастую отказывает строительным СРО в регистрации, ссылаясь на то, что перечень направлений подготовки в области строительства, проектирования и изысканий не может применяться полностью для специалистов по организации строительства. В этом случае СРО должна выбрать и прописать в квалификационных стандартах направления подготовки, относящиеся к строительству. Из-за этих ограничений саморегулируемые организации вынуждены отказывать в приеме компаниям, подтверждающим наличие специалистов НРС. Для решения этой проблемы НОСТРОЙ намерен согласовать свою позицию с Ростехнадзором и Минстроем об отсутствии обязанности СРО ограничивать в квалификационных стандартах перечень направлений подготовки в области строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 6.04.2017 № 688/пр.
Кроме того, с учетом начатой проверки подлинности представленных заявлений на внесение сведений в НРС, в НОСТРОЙ хотели бы иметь возможность избавляться от нарушителей и с этой целью согласовывают с Минстроем право на исключение специалистов из Реестра, пока не предусмотренное Градостроительным Кодексом РФ.
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru