Коммерциализация СРО продолжается
В пору называть все своими именами, если речь идет о саморегулировании, то в пору, назвать это «саморегулируемым бизнесом» очень прибыльным и тайным. С этой новости мы начинаем новый цикл публикаций – «о саморегулируемом бизнесе».
Саморегулируемые организации в конкурентной борьбе все чаще прибегают к запрещенным методам, запрещенным не только различными кодексами профессиональной деятельности, но и запрещенным законодательством Российской Федерации. Прежде всего, это касается саморегулируемых организаций в строительной сфере: СРО строителей, СРО проектировщиков и СРО изыскателей.
Отдельного внимания в этой связи заслуживает внедренная некоторыми СРО услуга - оплата компенсационного фонда в рассрочку. Вполне уже старое явление, однако, абсолютно незаконное. СРО в соответствии с законодательством РФ не имеют права предоставлять своим членам рассрочку. СРО предоставляющие такую услугу, могут лишиться при проверке Ростехнадзора статуса СРО в случае несоответствия компенсационного фонда требуемым нормативам и, тем самым, лишить своих членов свидетельств о допуске к работам. Возникает вопрос, почему же такие СРО существуют? Куда смотрит Ростехнадзор? Возможно после предполагаемой многими смены Ростехнадзора на Минрегионразвитие, это ведомство наведет порядок, но это пока лишь «возможно».
Хотелось бы сразу пояснить, что СРО это не кредитная организация. СРО не может осуществлять рассрочку по оплате компенсационного фонда и кредитовать своих членов или потенциальных кандидатов в члены, однако кредитные организации (банки) имеют на это право в соответствии с законодательством. Если кредитная организация предоставляет Вам кредит на оплату компенсационного фонда, и Вы заинтересованы в этом кредите, берите, эти действия будут в рамках закона, главное чтобы банк перевел эту сумма на ваш счет, а вы со своего счета перевели на счет саморегулируемой организации.
Многие СРО, а точнее так называемые «учредители СРО» (иногда тайное, а иногда и явное руководство) зарабатывают на всех «процедурах», через которые приходится пройти потенциальному члену СРО перед получением Свидетельства о допуске к работам. Примером может быть повсеместная практика требования сертификатов качества ИСО для членов СРО. При этом данные сертификаты должны быть оформлены в обязательном порядке через лоббируемые руководством СРО консалтинговые фирмы, якобы аккредитованные в сертификационных центрах. Другой пример, повышение квалификации специалистов членов СРО в определенных образовательных учреждениях, а так же страхование гражданской ответственности членов в лоббируемых страховых компаниях. Безусловно, консалтинговые фирмы, сертификационные центры, образовательные учреждения и страховые компании не остаются в долгу и видимо щедро благодарят своих лоббистов, иначе как объяснить такое рвение некоторых руководителей и следовательно СРО в навязывании отдельных компаний и этих услуг своим членам, либо кандидатам в члены СРО невозможно. Печально что в данном случае сложно доказать что это лоббирование, ведь СРО могут ответить, что они это делают из правильных побуждений - повышения качества строительных, проектных или изыскательских работ, помощи и содействии своим членам в получении качественных сертификационных, консалтинговых, образовательных и страховых услуг (качество – любимое слово саморегулирования). Под благовидной маской вполне осязаемые суммы.Однако если бы этим ограничивались действия лоббистов, можно было бы закрыть глаза, но это лишь часть айсберга, у большинства СРО даже видимая и нескрываемая часть, а вот тайное заключается совсем в другом. СРО это, прежде всего компенсационные фонды и их размеры у многих СРО превышают сотни миллионов рублей, а это деньги и деньги не малые. Размещая эти фонды, лоббисты получают от 1 до 2 процентов в кредитных организациях, где эти фонды размещены, СРО же довольствуется оставшимися процентами. Безусловно, это явление не является массовым, но оно присутствует и пополняет карманы совсем не тех, кому причитаются эти проценты по закону.
Национальные объединения саморегулируемых организаций - НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ и другие в этой ситуации ведут неравный бой. Уже неоднократно поднимались в кулуарах НОСТРОЙ вопросы, которые мы сегодня затронули, и есть там принципиальные люди, но видимо не так-то просто изменить создавшуюся структуру. Единственное вызывает удивление, почему НОСТРОЙ, а так же другие Национальные объединения саморегулируемых организациях, не вынесут эти проблемы на всеобщее обозрение, не инициируют проверки, не подскажут Ростехнадзору куда нужно смотреть?
Рассмотрев проблемы в такой плоскости, совершенно понятным становиться борьба не на жизнь, а на смерть саморегулируемых организаций за каждого нового члена, игнорирование норм закона (как например, с рассрочкой платежа по оплате компенсационного фонда) и многие другие моменты, которые у многих наверняка возникают, но которым многие не придают значения из-за отсутствия возможности представить, что такое возможно.
В такой ситуации в проигрыше остаются строительные, проектные и изыскательские компании, которые являются членами таких СРО и которые в большинстве своем даже не подозревают, что существуют такие проблемы. Но не надо смотреть на эти компании как на обиженных и обделенных ведь именно их безучастие в деятельности саморегулируемой организации создает предпосылки для возникновения таких ситуаций.
Все это дискредитирует механизм саморегулирования в России в том виде, в котором он существует, и создает предпосылки к возврату к государственному лицензированию (а ведь если вдуматься, то, что может быть лучше саморегулирования, когда каждый несет ответственность, и каждый причастен через своё СРО к созданию стандартов которыми регулируется этот рынок). Неудивительны в этой связи слова Председателя Правительства РФ Владимира Путина, на конференции медицинских работников, на предложение о введении саморегулирования в медицинской сфере, посоветовавшем не торопиться с саморегулированием, приведя в пример строителей и сообщившем о том, что крупные строительные компании лоббировавшие саморегулирование, теперь просят вернуть лицензирование. Еще бы, ведь крупные компании вносят в компенсационный фонд, как правило, не 300 тысяч рублей, а намного больше (так как им необходимо выполнять генподрядные работы на большие суммы), да и всем известно, что любая крупная строительная компания имеет еще до нескольких десятков компаний сателлитов. Следовательно, расходы крупных компаний с внедрением саморегулирования возросли, и возросли многократно. Малые и средние компании уже лоббировали отмену саморегулирования через создание неформальных общественных движений, на примере Анти-СРО, видимо теперь пришло время лоббировать крупным игрокам этого рынка.
Остается, надеется, что будут выработаны такие механизмы, при которых саморегулирование в нашей стране приобретет черты того саморегулирования которое должно было появиться, а не того которое появилось.
Мы постараемся продолжить новостной цикл о тайных и явных сторонах «саморегулируемого бизнеса» в последующих материалах, публикуемых на нашем сайте, возможно с указанием конкретных организаций причастных к нему.
В данном материале мы специально не приводим конкретные СРО, хотя на сайтах и по телефонам очень многих СРО без всякого зазрения совести идет лоббирование вполне конкретных услуг, вполне конкретных консалтинговых компаний, страховых компаний, образовательных учреждений и сертификационных центров. Желающий разобраться в этих проблемах с легкостью найдет эти СРО в государственном реестре СРО и в Интернете.
Информационный портал «Все о саморегулировании» www.all-sro.ru