МЭР представило доклад о СРО России в 2015 году
Министерство экономического развития Российской Федерации представило ежегодный доклад, составленный по результатам мониторинга саморегулируемых организаций в отраслях экономики и сегментах рынка за 2015 год в соответствии с распоряжением Правительства «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования».
В докладе приведена оценка динамики развития системы саморегулирования за 2014-2015 гг., которая проводилась по следующим параметрам:
- общая характеристика СРО по отраслям деятельности;
- выполнение СРО функции по стандартизации;
- обеспечение СРО имущественной ответственности своих членов;
- осуществление СРО контрольной деятельности в отношении своих членов;
- результаты осуществления государственного надзора за деятельностью СРО.
По состоянию на конец 2015 года в России насчитывалось 1015 СРО, 592 из которых созданы в 11 сферах с обязательным членством участников рынка. Наибольшее количество СРО приходилось на строительный комплекс - 502 организации или 49,5% всех СРО. В сферах с обязательным участием в СРО насчитывается более 251 тыс. членов, из них 51% - в сфере строительства, 20% - в СРО проектировщиков, 10% - в сфере аудиторской деятельности и 9% в сфере оценочной деятельности. Совокупный заявленный размер компенсационных фондов составил порядка 116,67 млрд. рублей.
Согласно представленным МЭР данным, результаты проведенного мониторинга показали наличие следующих проблем:
- низкое количество принятых СРО стандартов. Удовлетворительный уровень выполнения функции по стандартизации был отмечен только у СРО кредитных потребительских кооперативов: отрасль продемонстрировала один из лучших средних показателей по количеству принятых стандартов на 1 СРО. Кроме того, у 41% СРО от общего количества действующих в данной сфере организаций приняты стандарты, устанавливающие более высокие требования к деятельности членов СРО.
- малое число случаев обращения взысканий на средства компенсационных фондов и выплат по договорам страхования гражданской ответственности, а также незначительный объемом таких взысканий по сравнению с аккумулированными в компенсационных фондах средствами.
Выполнение функции обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами имеет отраслевую специфику. В 2015 году из компенсационных фондов СРО были осуществлены выплаты вследствие причинения вреда членами саморегулируемых организаций на сумму 57 млн. рублей (0,05% от всех средств компенсационных фондов), из них 26,4 млн. рублей - в сфере деятельности СРО арбитражных управляющих, 26,0 млн. рублей - в сфере СРО лиц, осуществляющих строительство, 3,2 млн. рублей - в сфере деятельности СРО кредитных потребительских кооперативов. Выплаты из компенсационных фондов СРО вследствие причинения вреда членами СРО в других сферах не производились либо были минимальными. Страховые выплаты были осуществлены только в сфере деятельности арбитражных управляющих (121 млн. рублей) и строителей (12,4 млн. рублей).
Участники экспертного опроса также назвали недостаточно эффективным исполнение СРО функции по выработке отраслевых стандартов деятельности и обеспечению имущественной ответственности своих членов за качество и безопасность выполняемых ими работ. Одной из главных причин малого количества разрабатываемых СРО стандартов, по мнению экспертов, является наличие обязательных требований, регулирующих вопросы предпринимательской (профессиональной) деятельности в этой же сфере деятельности. Основным препятствием для более эффективного выполнения СРО функции по обеспечению имущественной ответственности своих членов участники экспертного опроса назвали недостаточную осведомленность или недостаточную активность потребителей товаров (работ, услуг) членов СРО, чьи права нарушены.
Из положительных моментов, выделенных в ходе мониторинга данных органов исполнительной власти, выделяется усиление контроля за деятельностью участников рынка со стороны СРО. Общее количество проверок членов СРО увеличилось во всех сферах, кроме СРО аудиторов, актуариев, организаторов азартных игр. Наиболее активно проверки проводились СРО строителей, а также СРО проектировщиков.
По итогам мониторинга также была отмечена высокая интенсивность государственного контроля за деятельностью СРО. Во всех сферах, кроме азартных игр (33 %) и актуарной деятельности (проверки не проводились), доля СРО, проверенных уполномоченными органами и Центральным банком РФ в 2015 году составила более 50%. Из реестра СРО было исключено 5 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 1 СРО кредитных потребительских кооперативов, 7 СРО строительного комплекса. За исключением СРО в строительной сфере, зафиксировано сокращение нарушений требований информационной открытости.
Вместе с тем, участники экспертного опроса отметили недостаточную эффективность государственного надзор за СРО, связав это прежде всего с недостатком ресурсов для осуществления проверок в рамках государственного надзора.
«В целом, согласно результатам мониторинга, у системы саморегулирования субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности есть потенциал, однако действующие механизмы нуждаются в существенной корректировке. Основные направления которой заложены в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства. Основным методологическим тезисом документа является необходимость преодоления низкой степени универсальности 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», унификации перечня особенностей регулирования деятельности СРО отраслевыми законами, с тем, чтобы формировать единую эффективную общегосударственную модель саморегулирования», - сообщают в Минэкономразвития.
С полным докладом можно ознакомиться по ссылке.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru