Негосударственная экспертиза в строительстве: шаг вперед, два шага назад
Один наш соотечественник грустно пошутил, сказав, что в России все реформы почему-то всегда заканчиваются дисбактериозом анархии. Очередным примером этого может служить эксперимент над негосударственной экспертизой в строительстве.
В апреле 2011 года премьер-министр Владимир Путин призвал ликвидировать монополию государственных структур на экспертизу строительных проектов и перевести часть их функций на негосударственный уровень. Призыв был услышан, но исполнен весьма своеобразно. Уже через год в силу вступили поправки в Градостроительный кодекс РФ, в соответствии с которыми повышался статус негосударственной экспертизы проектной документации. Казалось, демонополизация, о которой так много говорили члены строительного общества, наконец, свершилась.
Напомним, до 2008 года право проводить экспертизу проектной документации имели только государственные компании. С 2008 года право получили частные экспертные бюро, одноко их выводы не имели юридической силы, но учитывались при вынесении финальных заключений, снимая существенную часть нагрузки с экспертных госучреждений. А поправки в Градостроительный комплекс отменили монополию государства, негосударственная экспертиза была уравнена в правах с государственной. Теперь госэкспертиза требуется в обязательном порядке только для строительных объектов повышенной опасности (АЭС, мосты, объекты Минобороны и т. п.) и высотных жилых домов. Остальные объекты можно строить по заключению аттестованной частной компании.
Но 31 марта 2012 года выходит Постановление Правительства РФ № 271, которое регламентирует процедуру аттестации. В нем определяется процесс прохождения аттестации специалистами организаций негосударственной экспертизы после которой компании смогут возобновить свою работу. Этот документ для экспертного сообщества стал громом посреди ясного неба.
Так, прописанная процедура получения аттестатов в Постановлении совершенно алогична. Например, чтобы пройти аттестацию для работы над особо опасными объектами, необходимо ответить всего на шесть вопросов экзамена. Однако чтобы получить разрешение проводить экспертизу на прочих строительных объектах, потребуется пройти тест из 200 вопросов. В сообществе экспертов недоумевают, почему нельзя было унифицировать вопросник, сделав его единым для всех категорий.
А 1 апреля 2012 года вступил в силу ФЗ-337, вносящий изменения в Градостроительный кодекс. Но, видимо, не случайно закон вступил в силу 1 апреля, в День смеха. Его механизм не заработал и экспертам было не до смеха. Злая шутка состоит в том, что поправки в ГК РФ принятые в рамках борьбы с административными барьерами, остановили работу негосударственных экспертных бюро в строительстве.
Так, изменения в части негосударственной экспертизы практически лишили легитимности аккредитованные ранее организации. Согласно принятым поправкам организациям аккредитованным на право проведения негосударственных экспертиз необходимо фактически провести новую аккредитацию и только тогда, выданные ранее свидетельства об аккредитации будут признаны легитимными.
Аттестаты госэкспертов выданные в соответствии с Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.12.2007 № 393 органами государственной экспертизы субъектов РФ и которые еще продолжают действовать, так как были выданы на срок 5 лет, объявляются Минрегионом недействительными.По сути, Минэкономразвития ретиво выступавшее за снятие административных барьеров воздвигло новый барьер перед строительным бизнесом. Разумеется на словах все делается в благих целях, то есть создания единой системы аттестации. Вот такой абсурд.Но это еще не все. Новые правила ужесточили требования к экспертам. Они должны быть аккредитованы исключительно федеральным органом. Также согласно новым правилам, частная компания может быть аккредитована, если имеет не менее 5 работников, аттестованных на право проведения негосударственной экспертизы. Кроме того, компания обязана иметь официальный сайт и утвержденный регламент проведения экспертизы.Сложилась патовая ситуация, ни одна из 525 аккредитованных экспертных компаний не представила документацию, соответствующую новым требованиям аттестации и аккредитации Росаккредитации.
Таким образом, в результате «реформирования» была остановлена работа всех негосударственных экспертных бюро в строительстве, причем даже тех, заключения которых не являются основанием для получения разрешения на строительство.Впрочем, в Росаккредитации считают, что основной причиной того, что закон не смог заработать в полную силу, это неготовность самих компаний.
В общем, формула давно известная: я - начальник, ты - дурак. Государственным мужам ведь нет дела до того, что организации негосударственной экспертизы работают давно, что у них есть финансовые договора и обязательства, а выполнить новые условия по аккредитации быстро физически невозможно.
Из-за приостановки оформления разрешений на строительство массы объектов убытки несут все: инвесторы, заказчики, строители и более 500 организаций, ранее аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы.
Прецедент с негосударственной экспертизой показывает, недопустимо принимать законодательные документы без переходного периода, в котором будут соседствовать и «старое», и «новое». Сколько раз законодатели уже «спотыкались» на этом, но ошибки их ничему не учат.
Общественная организация Некоммерческое партнерство «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве» (НОЭКС) (саморегулируемая организация) предлагала свою помощь в организации процесса аккредитации экспертов (проведение экзаменов) и передачу процессов в регионы России – но органы законодательной и исполнительной власти проигнорировали предложения Нацобъединения о сотрудничестве.
Чиновникам очень хочется продолжать регулировать и руководить этим процессом монопольно.
По сути, сегодняшняя централизация аккредитации экспертов только в Москве, какими бы красивыми фразами в законодательстве это не обставлялось – это возврат назад от чего хотели уйти.
Становление института негосударственной экспертизы проходит не просто. Но уже сейчас ключевую роль в его развитии играет профессиональное сообщество экспертов развивающее идею саморегулирования в строительной отрасли, от которого зависит будущее, в том числе негосударственной экспертизы.
В настоящее время возобновлены действия аттестатов аккредитации ряда организаций, предоставивших документы, подтверждающие наличие у них в штате квалифицированных экспертов, ранее аттестованных для государственной экспертизы. Эксперты полагают, все нормализуется, пережив стресс и другие негосударственные экспертные организации вскоре приступят к работе.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru