Несостоявшееся саморегулирование банков разочаровало регулятора
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая на XVIII Международном банковском форуме, сообщила о том, что надежды регулятора на введение института СРО в банковский сектор не оправдались.
В Сочи с 15 по 18 сентября прошел XVIII Международный банковский форум «Банки России – XXI век». В нем приняла участие Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина, отметившая несостоятельность банковского саморегулирования.
Действия самих банков вынуждают регулятора быть жестче
По словам Эльвиры Набиуллиной, чтобы защитить права граждан, регулятор вынужден действовать все жестче и ограничивать токсичные продажи. Это в итоге может сократить количество новых продуктов, которые могли бы быть вполне эффективными.
«Поэтому, обманывая своих клиентов сейчас, банки просто пилят сук, на котором сидят. Призываю всех еще раз задуматься над формированием долгосрочной лояльности клиента, которая может быть сформирована только честностью и порядочностью, реальной заботой о нем», - воззвала к ответственности банкиров глава регулятора.
Рассказывая о недобросовестных практиках, спикер привела в пример рекламу известного банка с предложением кредита под 5% годовых.
«Мы знаем, что это по сути обман. Получить кредит под такую низкую ставку невозможно. Если прочитать условия, написанные мелким шрифтом, то такая ставка действует только при оформлении страховки, которая существенно удорожает кредит. И это не единичный случай - почти все крупные банки так заманивают клиентов», - отметила глава ЦБ.
Центробанк продолжает продвигать поведенческий надзор
Эльвира Набиуллина напомнила о том, что регулятор большое внимание уделяет развитию поведенческого надзора, который представляет собой наблюдение за тем, как финансовые организации взаимодействуют с потребителем. Работая в этом направлении, регулятор анализирует продажи финансовых продуктов, корректность информации, которую получает потребитель перед заключением договора, соответствие самого договора законодательству. Считается, что поведенческий надзор позволяет не только восстанавливать нарушенные права конкретных людей, но и помогает устранить причины появления жалоб. Так, когда регулятор выявляет нарушения, возникшие из-за отсутствия каких-то норм, он выпускает рекомендации для всего рынка. При этом Банк России ориентируется не только на полученные жалобы и обращения, но и изучает сайты финансовых организаций, специализированные форумы потребителей, другие источники в сети Интернет.
Поведенческий надзор активно применяется для борьбы с мисселингом, то есть продажей одних финансовых продуктов под видом других, навязыванием страховок и дополнительных услуг при оформлении кредитов, нарушениями при взыскании просроченной задолженности, недостаточным информированием или введением потребителя в заблуждение перед заключением договора. ЦБ составляет поведенческий риск-профиль участников финансового рынка, в котором устанавливает индикаторы, сигнализирующие о количестве жалоб. Таким образом, выявляются компании, требующие наиболее пристального внимания регулятора. Кроме того, Банк России наделен полномочиями проводить контрольные закупки финансовых продуктов и услуг, что позволяет выявлять нарушения законодательства со стороны участников финансового рынка и применять меры надзорного реагирования.
Саморегулирование банков уступило поведенческому надзору
Глава ЦБ заявила, что регулятор обещает уделять большое внимание развитию поведенческого надзора на банковском рынке, так как саморегулирование кредитных организаций пока себя не проявило.
«Надежды на СРО пока в полной мере не оправдались. Все стандарты и требования к продажам финансовых продуктов - внешние для банков, установлены регулятором, а не сообществом. Это, конечно, признак крайней незрелости финансового сообщества», - отметила Эльвира Набиуллина.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru