О саморегулируемых организаций в сфере управления недвижимостью говорили на конференции в Ижевске
Что делать? Если тарифы на газ и свет слишком высокие и дороже чем в соседних городах и даже просто на соседней улице? А если в квартире хронически подтекают батареи? А если сантехник вымогает на стаканчик беленькой? Кто должен отвечать, а точнее нести материальную ответственность за нашу жилищно-коммунальную неустроенность? Есть ли такие смельчаки, готовые отвечать за качество жилищно-коммунального сервиса материально?
Знаете ли вы, как нас обманывают компании и предприятия, оказывая услуги по управлению недвижимость? - По-крупному.
Например, согласно экспертным оценкам только злоупотребления правом распоряжения деньгами жителей со стороны УК и ТСЖ, такие как - несанкционированные покупка недвижимости, ценных бумаг и валюты, выдача льготных или просто безвозмездных займов сотрудникам компаний, проведение совершенно ненужных, но вместе с тем крайне дорогостоящих PR-компании и т.п. вместо оплаты прямых расходов на ЖКУ - все это тянет на ущерб в размере до 50 млн. руб. только по одному предприятию. В целом же российские жильцы высотных зданий только за год в результате нерадивого управления принадлежащей им недвижимости теряют до 65 млрд. руб.
Управляющие компании не только завышают свои расходы, они еще и обманывают своих клиентов. Наиболее популярный вид мошенничества - одновременное выставление квитанций за одинаковые услуги разными компаниями. Ущерб от такого "сервиса" только по одному дому достигает до 100-600 тыс. руб. за месяц, а общий ущерб российским жителям эксперты оценивают уже в 7,5 млрд. руб. Квитанции от компаний "однодневок" обходятся жителям только одного дома в 500-2000 тыс. руб., а общий ущерб жителям достигает уже не один млрд. руб. в год. Жульничать любят не только управляющие компании, зарегистрированные на подставных лиц. Банкротством злоупотребляют и с виду нормальные фирмы, и тогда ущерб только от одной УК в таких случаях варьируется от 10 и до 50 млн. руб., а общий ущерб по стране составляет 5 млрд. руб.
Почему все это происходит? Наверное от безнаказанности. Парадоксально, но такая жизненно важная отрасль, как ЖКХ в нашей стране практически не регулируется и абсолютно никем и ничем не гарантируется. Если банкротится банк или страховая компания - у вкладчика или страхователя есть гарантии получить обратно свои сбережения или взносы.
А как же мы - простые и не очень жильцы многоквартирных домов? Статистика пугает. Из-за отсутствия правовой ответственности ТСЖ и иных собственников жилой и коммерческой недвижимости гибнут люди. Например: Москва - "Трансвааль-парк" (сотни людей под завалами, погибло 28 человек); город Чусовой - бассейн "Дельфин" (обрушение крыши, погибло -15 человек); из-за взрывов бытового газа в жилых домах только в прошлом году их было более 20 случаев, погибло более 100 человек…
В Ижевске 19 ноября была запланирована масштабная акция протеста жителей города в отношении расценок и тарифов на коммунальные услуги. Но оппозиционное мероприятие не состоялось, участники митинга вместо выражения недовольства решили сами поддержать коммунальщиков.
Два дня - с 18 по 19 ноября в столице Удмуртии проходила Первая Всероссийская Конференция саморегулируемых организаций управляющих компаний. В Ижевске собрались более 200 делегатов из 35 регионов России. Среди них были, как представители власти, так и непосредственно практики коммунального дела - представители управляющих компаний, официально зарегистрированных СРО, а также различных ассоциаций и некоммерческих партнерств. Конференцию поддержали министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина и Председатель ГосДумы Федерального собрания РФ, руководитель Фракции ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Борис Грызлов.
Почему именно Ижевск?
События последних месяцев отразили несомненный интерес к утвержденному 09 сентября 2009 года Президиумом Генерального совета партии "Единая Россия" проекту "Саморегулирование - ответственность бизнеса", высокую социальную значимость и востребованность создания саморегулируемых организаций в сфере управления недвижимостью.
На данный момент уже 52 региона участвуют в проекте: в 28 регионах на разных стадиях находится процесс объединения управляющих компаний в некоммерческие организации с целью получения в дальнейшем статуса саморегулируемой организации; 12 регионов подают документы на регистрацию СРО; в пяти регионах уже зарегистрированы СРО.
За сентябрь-октябрь 2009 года Проект был поддержан на международном инвестиционном форуме в г. Сочи, на III Всероссийском совещании по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья: "Управление многоквартирными домами - настоящее и будущее" в г. Москве, на семинаре-совещании Комитета по собственности в г. Астрахань, на межрегиональном совещании управляющих компаний в г. Уфе, на заседании Клуба политического действия "4 ноября" партии "Единая Россия" в г. Рязани.
Учитывая, что «пионером» в этом важном деле выступила именно УК «Управдом» из Ижевска, накопленный ею позитивный опыт, который был воспринят остальными заинтересованными участниками процесса по формированию СРО управляющих недвижимостью в добровольном порядке на основе принципов базового закона «О саморегулируемых организациях», и было принято решение, что 1-ая Всероссийская конференция саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью должна состояться именно в Ижевске.
В обсуждении ключевых вопросов рынка управления недвижимостью, проблем ЖКХ и саморегулирования приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России и Минрегиона России, Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", органов представительной и исполнительной власти регионов страны, управляющих компаний и ассоциаций ТСЖ из регионов, представляющих почти половину субъектов страны, поддержавших начинание «единороссов».
Мероприятие было открытым, благодаря чему те ижевчане, которые намеривались выйти с протестом к дому Правительства Удмуртии приняли активное участие в обсуждении, смогли напрямую поговорить, как с руководителями управляющих компаниями, так и с депутатами, представителями министерств и местных администраций. Проблемы и у коммунальщиков, и у их клиентов оказались одинаковыми: вечная неурегулированность споров с представителями естественных монополий.
В ходе широкого обмена мнениями по существу проблем, механизмов их разрешения участники конференции поддержали процесс выстраивания новой системы регулирования этой сферы экономической деятельности со стороны как государства, так и профессионального сообщества менеджеров.
В результате в нашей стране начнется формирование адекватной запросам времени системы защиты прав собственников жилья на основе создания в жилищно-коммунальном комплексе страны двухуровневой системы, состоящей - на одном уровне - из специализированных ассоциаций товариществ собственников жилья, обеспечивающих защиту прав граждан как собственников жилых помещений, а - на втором уровне - из системы саморегулируемых организаций управляющих компаний, обеспечивающей необходимый уровень материальной ответственности таких компаний за качество предоставляемых ими коммунальных услуг гражданам, являющихся их потребителями
Примечательно, что Проект активно поддержали не только представители органов исполнительной власти 52 регионов, но и высокую степень готовности к переменам проявила добросовестная часть бизнес - сообщества.
Кроме УК «Управдом» уже получили в Росреестре России статус саморегулируемых организаций в сфере управления недвижимостью СРО из Архангельской, Рязанской, Новосибирской областей, Пермского края. Представители некоммерческих объединений из Вологодской, Ивановской, Свердловской, Самарской областей, Хабаровского края, подали соответствующие заявки.
Как подтверждение востребованности Проекта свидетельствует и тот факт, что еще в более чем в 20 регионах идет активная подготовка соответствующих документов или создания некоммерческих партнёрств управляющих компаний с целью получения статуса саморегулируемой организации.
В 21 регионе для реализации Проекта сформированы инициативные группы из числа представителей органов исполнительной власти региона РФ, представителей региональных отделений ВПП "Единая Россия" и представителей добросовестных управляющих компаний, чтобы помочь становлению новой для сферы ЖКХ системы саморегулирования, которая, по глубокому нашему убеждению, позволит не только сформировать добросовестную практику по управлению многоквартирными домами, но и станет наглядным механизмом противодействия всякого рода нечистым на руку коммерческим фирмам или прямым мошенникам.
Результатом конференции договорились до конца 2009 года создать национальный совет саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью.
Цитаты из официальных приветствий.
Эльвира Набиуллина:
Одним из инструментов реформирования системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства нам видится широкое и грамотное распространении принципов саморегулирования в отрасли на основе базового федерального закона "О саморегулируемых организациях".
Во всём мире значительная часть контрольных и правоустанавливающих функции лежит именно на саморегулируемых организациях.
Именно через принятие саморегулируемыми организациями обязательных для своих членов правил и стандартов может быть эффективно решена задача определения и унификации содержания управления в данной сфере.
Развитие институтов саморегулирования должно стать действенным инструментом борьбы с коррупцией, содействуя устранению причин и условий, порождающих коррупцию.
Борис Грызлов:
По мнению фракции Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе эффективным выходом из сложившейся ситуации может стать введение в этой сфере института саморегулирования - создание в жилищно-коммунальном комплексе страны равновесной системы, состоящей - с одной стороны - из специализированных ассоциаций товариществ собственников жилья, обеспечивающих защиту прав граждан как собственников жилых помещений, и - с другой стороны - из системы саморегулируемых организаций управляющих компаний, обеспечивающей необходимый уровень материальной ответственности таких компаний за качество предоставляемых ими коммунальных услуг гражданам, являющимися их потребителями.
Появляющаяся в этой связи возможность разработки единых правил и требований к профессиональной деятельности участников рынка, создание механизмов материальной ответственности управляющих компаний между собой и перед гражданами, заинтересованность саморегулируемых организаций в конечных результатах своей деятельности безусловно будут способствовать уменьшению правонарушений в этой сфере предпринимательства и позволят обеспечить необходимый результат в реформировании жилищно-коммунального сектора российской экономики.
Цитаты из выступлений:
Виктор Плескачевский, председатель Комитета по собственности:
Управление жилищным фондом - сегодня вызывает много разговоров и споров.
Сегодня Жилищный кодекс РФ использует только термин "управляющие компании". Больше никаких требований к этому лицу нет вообще. Мы проанализировали данную ситуацию. Сегодня по стране царит вакханалия, называемая управлением недвижимостью, управлением многоквартирными домами, потому что много случаев, когда мистер икс, назвав себя предпринимателем без образования юридического лица, пришел и уговорил "дом", что он будет управляющим, после чего заключил десятки договоров с поставщиками коммунальных услуг, получил деньги и +. скрылся. И никакого механизма защиты интересов гражданского общества здесь нет.
Комитет по собственности в Государственной Думе, занимается не только вопросами собственно имущества, но и вопросами регулирования предпринимательской деятельности. Поэтому мы знаем и очень хорошо, что такое лицензирование, чем оно отличается от других форм регулирования. Чиновник, проверив вас на соответствие тем или иным требованиям, установленным самим же чиновником, выдает вам лицензию. Это так называемое правоустановление. Потом он же проверяет вас же на соответствие этим требованиям в процессе осуществления вами деятельности и или отнимает лицензию, или оставляет ее. При этом ответственность чиновника не трудно догадаться какая - ее просто нет. Он ни за что не отвечает, кроме как совестью своей. Я не хочу обидеть чиновника, но, тем не менее, нужно понимать, что система эта базируется только на его совести. Предложенный же механизм саморегулирования построен на механизме материальной ответственности.
В нашем лексиконе есть слова (несколько слов) с корнем "само": самоуправление, самоорганизация, но есть и саморегулирование. Так сложилось в мире, что в эволюционных государствах производители болтов и производители гаек, если так, немножко утрируя, договорились о стандартах избы между собой без участия государства, без участия феодала, без участия каких бы то ни было представителей власти. До сих пор, скажем, стандарты строительной деятельности, бухгалтерской деятельности, медицинской деятельности - во всех развитых странах это прерогатива не государства, не исполнительной власти, а прерогатива особого типа некоммерческих организаций, которые взяли на себя очень важную правоустанавливающую миссию.
Скажем, врач в большинстве стран развитых, имея диплом об образовании, не имеет права заниматься врачебной практикой до того момента, пока он не вступит в соответствующую ассоциацию - врачей, например. Огромное количество специалистов (адвокаты, нотариусы, архитекторы) получают право быть ими только после того, как вступят в соответствующую профессиональную организацию.
В 2001 году, когда мы занимались проблемой административной реформы в Российской Федерации, основная миссия реформы была - снижение государственного давления на бизнес, или, точнее, оптимизация, скажем, взаимоотношений (регулирующих взаимоотношений) между государством и бизнесом.
Первая стадия была - сокращение количества лицензируемых видов деятельности. Возможно, вы помните, что до июля 2001 года в Российской Федерации существовало более 2 тысяч регулируемых видов деятельности. Цифра невероятная. Её можно произносить на любых международных конференциях, и от этого специалисты соответствующие приходят в шок. Потому что в подавляющем большинстве стран максимум 30 - 40 регулируемых видов деятельности. 30 - 40. Две страны - Южная Корея и Франция, где 130 и 150, и они считают это невероятно огромным давлением на бизнес, высокой степенью зависимостью бизнеса от власти и так далее. Поэтому в 2001 году мы системно снижали количество регулируемых сфер с 2 тысяч где-то до 180. Такой был сделан шаг. Это действующая редакция Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Говоря о нашем проекте в сфере ЖКХ. Речь идёт о создании системы саморегулирования, системы ответственности среди управляющих компаний. Пока на ближайшие, не знаю, два, три, четыре года этот проект построен на основе добровольного членства, имея в виду, что из многих существующих сегодня управляющих компаний или, скажем, в некоторых случаях, так называемых, управляющих компаний, тоже достаточное количество откровенно злоупотребляющих лиц.
Поэтому нам важно впервые СРО, в первые саморегулируемые организации, собрать тех субъектов, которые изначально собрались построить этот бизнес в долгую, там ни на год, два, три сорвать в одной из сделки себе прибыль, а профессионально и открыто. Мы считаем этот бизнес очень перспективным, очень интересным, в том числе в будущем. И мы отказались от применения механизма обязательного членства сейчас, несмотря на предложение представителя правительства.
Поэтому пока этот механизм добровольный. Итак, модель наша или наш проект называется, мы для себя её называем так: "использование механизма самоуправления и саморегулирования, с одной стороны, для повышения защищённости прав жильцов путём создания специальных ассоциаций и товариществ-собственников жилья для того, чтобы иметь возможность обобщить опыт, защищать интересы жильцов и так далее, и повышение ответственности управляющих компаний по средствам создания системы саморегулируемых организаций управляющих компаний.
Комментарий
Александр Волков, президент Удмуртии
Бизнес не может успешно развиваться и работать без регулирования. Но возможны два варианта регулирования деятельности коммерческих компаний. Первый - контроль и регулирование осуществляется непосредственно государством. Основной инструмент регулирования в этом случае - лицензия. К сожалению, дошло до того, что за 100 тыс. рублей любой желающий мог стать обладателем строительной лицензии, не имея при этом ни соответствующей техники, ни квалифицированного персонала. К чему это привело: десятки аварий, трещины в зданиях, трагедии в Трансвааль-парке, и бассейне в Пермской области. И даже клиентов добросовестной компании наличие у нее лицензии не страхует от профессиональных ошибок и недочетов. А государство, выдавшее лицензию, никакой ответственности за результаты их деятельности тех, кого оно допустило на рынок не несет. Чиновник, выдавший лицензии компаниям строившим Трансвааль-парк не выплачивал материальную компенсацию пострадавшим от обрушения.
Второй вариант регулирования коммерческой деятельности - саморегулирование. Сегодня уже большинство представителей законодательной, исполнительной и местной власти согласны с тем, что сообщество участников рынка, сформировав саморегулируемые организации, может более профессионально подойти к таким вопросам, как: установление стандартов работы и профессии, предоставление права участникам рынка заниматься определенными видами деятельности, а также надзор за качеством и выполнением стандартов. При этом у потребителя появляется гарантия того, что любой просчет, любая ошибка в оказанных ему работах и услугах, любой брак в поставленном товаре - все будет компенсировано материально, благодаря тому, что СРО создают для подобных случае компенсационный фонд.
Российской Федерации
специально для информационного ресурса
«Все о саморегулировании в России
www.all-sro.ru