Независимый аудитор обнаружил недочеты в финотчетности СРО АС «СтройРегион»
В распоряжение нашего портала было получено заключение аудитора на бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения саморегулируемой организации Ассоциация строителей «СтройРегион» за 2010-2015 годы, размещенные на официальном сайте организации.
Напомним, для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями Федерального закона №315-ФЗ «О СРО» саморегулируемая организация обязана размещать на своем сайте годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности (при его наличии). Требования российского законодательства к предприятиям, обязанным проводить аудиторскую проверку, сформулированы в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. По итогам проведения аудита годовой отчетности выдается аудиторское заключение, которое содержит мнение аудитора о достоверности такой отчетности.
Аудиторское заключение было составлено специалистом компании «Аудиторская фирма СПС» (является членом СРО НП «Российская коллегия аудиторов»).
Вот какие претензии появились у аудитора после анализа представленных на сайте документов:
1. Опубликованная и заверенная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность за 2012‚ 2013 и 2015 годы не соответствует Федеральному закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.122011 по своему составу. Так, бухгалтерская (финансовая) отчетность Ассоциации строителей «СтройРегион» за 2013 и 2015 годы состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах (нулевого).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 год состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- отчета об изменении капитала;
- отчета о движении денежных средств.
Согласно пункту 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним» (в частности, пояснений в произвольной форме).
«Следовательно, состав бухгалтерской отчетности не соответствует Закону: отсутствуют отчет о целевом использовании средств и приложения к отчетности, в которых должны содержаться необходимые для правильного понимания отчетности пояснения», - резюмирует аудитор.
2. Пользователям представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2013 и 2015 годы. Однако в п. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не вправе применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность проводить аудит для саморегулируемых организаций установлена п. 4 ст. 12 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Таким образом, делает вывод специалист, составление и представление пользователям упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности также является нарушением действующего законодательства.
3. Учет средств компенсационного фонда, возмещения вреда и средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должен вестись саморегулируемой организацией раздельно от учета иного имущества такой организации. Из бухгалтерских балансов, опубликованных на сайте, нельзя определить размеры компенсационного фонда и на каких счетах он отражен. Нет пояснений и расшифровок строк балансов.
4. Компенсационный фонд СРО должна была разместить на депозитных счетах. Согласно п. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №240-ФЗ), в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. Следовательно, в отчете о финансовых результатах должны отражаться проценты, полученные от размещения компенсационного фонда на депозитных счетах.
Тем не менее, во всех опубликованных отчетах о финансовых результатах за 2010, 2012, 2013, 2014, 2015 года не отражены проценты по депозитным вкладам или другие доходы, полученные от размещения компенсационного фонда.
5. В бухгалтерских балансах организации показана очень большая кредиторская задолженность. Каким образом у саморегулируемой организации образовалась столь значительная кредиторская задолженность и перед кем, без пояснений к отчетности не понять.
6. Из размещенных на сайте протоколов общего собрания членов СРО можно сделать вывод, что ни разу не утверждалась годовая смета СРО - определяющий финансовый документ некоммерческой организации, на основании которого должна осуществляться хозяйственная деятельность СРО. Составление сметы является обязательным в силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 12.1 1.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
7. В бухгалтерской отчетности за 2011 год имеется противоречие между формами отчетности. В отчете о движении денежных средств в разделе «Денежные потоки от финансовых поступлений всего» по строке «в т. ч. получение кредитов и займов» указана сумма полученного займа (кредита) 621 тыс. руб. Возврат займа в этой отчетной форме не отражен, следовательно, в балансе должна быть показана сумма полученного займа. Но в балансе на 31.12.2011 года полученных займов нет.
Мы обратились за комментариями по поводу высказанных аудитором претензии к представителю СРО Ассоциация строителей «СтройРегион» - руководителю коллегиального органа СРО Сергею Афанасьеву.
«На мой взгляд, комментировать тут особо нечего. Со стороны контролирующих органов подобных замечаний за все годы работы нам не поступало. Если требование о формировании дополнительной отчетности поступит, мы его обязательно выполним», - сказал наш собеседник.
Также Сергей Афанасьев поблагодарил портал за указанные возможные недочеты и пообещал перепроверить размещение на сайте перечисленных данных и документов.
Напомним, о том, что для полноценного развития отрасли необходимо соблюдать принципы информационной открытости, говорится в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Постановлением Правительства № 2776-р (от 30 декабря 2015 г.). Авторы подчеркивают, что решение задачи обеспечения открытости и доступности информации о деятельности саморегулируемых организаций, а также обеспечение прозрачности внутрикорпоративных процедур СРО необходимо для достижения целей, на которые направлен документ. Однако пока обеспечение информационной открытости, публичности деятельности всех участников института саморегулирования остается проблемой.
От редакции:
Наш портал не впервые публикует материалы, посвященные деятельности СРО, основанные как на собственных мониторингах, так и на отчетах, подготовленных различными специалистами. Довольно много из них было посвящено информационной открытости СРО, так как именно открытость является одним из главных отличий добросовестных партнерств от мошенников. Говоря другими словами, для СРО размещение в свободном доступе определенных документов служит показателем ее благонадежности. Размещение финансовой отчетности и результатов аудита - подтверждением законности расходования средств, в том числе средств компенсационных фондов, вносимых членами СРО.
Мы продолжим осуществлять журналистский контроль за саморегулируемыми организациями и указывать на их возможные недочеты. Надеемся, что с нашей помощью потенциальные и действующие члены саморегулируемых организаций смогут вовремя отличить надежного партнера от подделки, а сами СРО и институт саморегулирования в итоге станут идеальными спутниками российских предпринимателей.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru