НКК НОСТРОЙ предложила внести правки в законодательство об объектах НЗС
НКК НОСТРОЙ представила аналитическую справку об окончании работ на объектах незавершенного строительства (НЗС) в соответствии с требованиями, которые действовали еще на момент выдачи разрешения на строительство. Об основных выводах комиссии по данному вопросу рассказала Ирина Кузьма в рамках заседания, прошедшего 13 сентября.
Ирина Кузьма, выступая на заседании Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, прошедшем 13 сентября в рамках деловой программы XX Всероссийского съезда строительных СРО, представила «аналитическую справку по вопросу завершения строительства объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями, действовавшими на дату выдачи разрешения на строительство таких объектов».
Проблема с объектами незавершенного строительства (объектами НЗС)
В настоящее время невозможно завершить строительство объектов незавершенного строительства и невозможно ввести их в эксплуатацию. Власти попытались решить эту проблему, установив, что с 29 декабря 2020 в отношении объектов капстроительства (разрешения на строительство которых выданы до 1яянваря 2020 и по которым не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию):
- можно продлить действия уже истекшего разрешения на строительство;
- при экспертизе проектной документации оценивается ее соответствие требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена проектная документация, прошло более полутора лет (если речь о линейном объекте, то полтора года отсчитываются со дня утверждения проекта планировки территории);
- отказ в выдаче разрешения на ввод объекта наряду с основаниями, предусмотренными Градкодексом, осуществляется в случае его несоответствия разрешенному использованию земельного участка или ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, на дату выдачи разрешения на строительство.
Такой порядок будет действовать до 1 января 2024 года. Однако, как отметили в НКК, даже такие изменения не разрешили проблему, вызванную внесением правок в проектную документацию объекта незавершенного строительства. А, ведь, такие правки, зачастую являются необходимым условием для завершения строительства, поскольку с момента окончания работ и до их возобновления могли наступить обстоятельства, препятствующие работе в рамках первоначальной проектной документации. К примеру, на объекте могло произойти частичное разрушение элементов или власти могли внести изменения в градостроительный регламент правил землепользования и застройки, а также могли измениться границы смежных территорий. Таким образом, завершение работ на объекте незавершенного строительства, с соблюдением требований, действовавших на дату выдачи разрешения, возможно только при условии сохранения первичной проектной документации в неизменном виде.
Внесение изменений в разрешение на строительство
Порядок внесения изменений в разрешение на строительство установлен в статье 51 Градкодекса. В ней указаны основания для внесения изменений в разрешение:
- изменения вносятся в связи с наступлением прямо указанных в Градкодексе обстоятельств (смена правообладателя земельного участка, образование земельных участков, переоформление лицензии на пользование недрами);
- для случаев, когда внесение изменений в разрешение на строительство связано исключительно с продлением срока его действия;
- в иных случаях, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию объекта.
Выводы НКК
Отдельно рассмотрев порядок внесения изменений в разрешение на строительство объектов незавершенного строительства, эксперты НКК отметили, что применение упрощенного порядка продления действия разрешения на строительство к объектам НЗС на практике оказывается невозможным. Это связано с тем, что «сформировавшаяся судебная практика нивелирует волю законодателя, направленную на установление в законодательстве о градостроительной деятельности упрощенной процедуры внесения изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения».
Дополнительно НКК рассмотрела продление срока действия разрешения на строительство и определение срока действия градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), утвержденного до 1 июля 2017 года. Информация, содержащаяся в ГПЗУ, выданном до указанной даты, может быть использована в течение восьми лет за исключением случаев, когда субъектом РФ установлены иные сроки.
«Научно-консультативная комиссия также пришла к выводу о целесообразности внесения изменений в законодательство в отношении установления особенностей проверки проектной документации объектов незавершенного строительства с высокой степенью строительной готовности, а именно: применять при возобновлении их строительства требования к застройке, установленные на момент выдачи разрешения на строительство», - резюмировали в НОСТРОЙ.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru