НОСТРОЙ рассказал властям Пермского края о ценообразовании в строительстве
В рамках совещания строительных СРО с властями Пермского края о ценообразовании в строительстве на территории региона рассказал Директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
20 августа при участии отраслевых СРО и губернатора Пермского края Дмитрия Махонина состоялся семинар-совещание по вопросам ценообразования в строительстве. Его участники обсудили рост цен на стройматериалы, его влияние на исполнение госконтрактов, реализацию на территории Пермского края правок, внесенных в приказ Минстроя №841/пр, а также переход отрасли на ресурсно-индексный метод.
В мероприятии принял участие Директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. В своем докладе он озвучил отраслевые проблемы и пути их решения.
Доля процедур в сфере капремонта без заявок
Павел Малахов рассказал о проблемах ценообразования в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Так, он озвучил долю процедур в сфере капремонта, прошедших без заявок:
- 2019 год – 44,65%;
- 2020 год – 30,16%;
- 1 кв. 2021 года – 51,45%.
Рост цен на металлопрокат влияет на стоимость строительства
Далее эксперт доложил о результатах мониторинга цен на стройресурсы и влиянии, которое оказывает рост стоимости металлопроката на общую стоимость строительства. Так, в IV квартале 2020 года был зафиксирован рост цен на металлопродукцию до 100% в зависимости от сортамента и региона. В марте рост цен на металлопрокат возобновился. Отмечается, что к скачку стоимости привели:
- Изменение мировых цен;
- Повышение курса доллара;
- Повышение цен на сырье.
Изменение цены государственного и муниципального контракта
По словам спикера, в настоящее время существует только один механизм, предусматривающий изменение цены государственного и муниципального контракта. Однако он относится только к средствам федерального бюджета. Так, часть 8 пункта 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ предусматривает возможность изменения цены строительного контракта в связи с наступлением обстоятельств независящих от сторон, наступление которых нельзя предвидеть.
Для реализации этого механизма 9 августа Правительство выпустило Постановление № 1315. Теперь по согласованию сторон можно увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Ранее для пересмотра цены контракта, его первоначальная стоимость должна была составлять 100 млн рублей. Постановление № 1315 снизило это значение до 1 млн рублей. При этом изменение стоимости не должно превышать 30%. Отмечается, что новые условия заказчик и подрядчик должны отразить в допсоглашении, при заключении которого не нужно заново проверять эффективность использования средств инвестиционного проекта. Таким образом, теперь увеличить стоимость контракта до 30% можно, если его первоначальная цена составляла 1 млн рублей. При этом пересмотр цены допускается по договорам, заключенным до 1 июля 2021 года.
О внесении изменений в Методику составления сметы контракта
Спикер рассказал о Приказе Минстроя России № 500/пр, выпущенном в июле. Документ внес изменения в Методику составления сметы. Теперь новая цена работ определяется:
- Для контрактов до 30 млн рублей – расчет в разрезе ценообразующих ресурсов;
- Для контрактов от 30 до 100 млн рублей – коэффициент корректировки цены контракта;
- Для контрактов выше 100 млн рублей – повторная госэкспертиза.
Внесение правок в 44-ФЗ
В настоящее время заказчики ограничены в возможности пересматривать цену контрактов в случае существенного роста цен на строительные ресурсы. Значительная часть контрактов в сфере строительства сроком не менее 1 года не подпадает под действие нормы пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, соответственно, заказчики не могут изменить цену контракта при объективно меняющихся условиях, в том числе в случае существенного роста цен на строительные ресурсы.
Для решения этой проблемы НОСТРОЙ предлагает расширить сферу применения нормы пункта 8 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, распространив ее действие на контракты стоимостью менее 100 млн рублей и сроком исполнения не менее 1 года. Отмечается, что это необходимо при существенном росте цен на строительные ресурсы.
Законопроект, разработанный курскими депутатами на основе предложений НОСТРОЙ, уже внесен в Госдуму. Он обязывает заказчиков увеличивать цену контракта, если при его исполнении возникли обстоятельства, независящие от сторон. К примеру, если выросла стоимость на строительные материалы. Поправки могут быть рассмотрены уже осенью 2021 года. Многие регионы (41 субъект) уже высказали свою позицию о законопроекте. Большинство из них поддержали инициативу. Против поправок высказались: Рязанская, Вологодская, и Иркутская области, а также Республика Коми.
«Появился законопроект, предлагающий скорректировать цену контракта в связи с изменением ситуации на строительном рынке. За принятие законопроекта высказались уже 37 регионов, в связи с чем просим Пермский край также поддержать документ. Надеемся, что в осеннюю сессию депутатами Госдумы РФ нового созыва он будет рассмотрен», - призвал СРО и строителей подключиться к поддержке данной инициативы Павел Малахов.
Внести изменения в Постановление Правительства № 615
Также спикер сообщил о том, что по инициативе НОСТРОЙ Минстрой подготовил правки в Постановление Правительства №615. Документ уже размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас он проходит процедуру публичного обсуждения. Как отметили в НОСТРОЙ, он был поддержан Комиссией по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое.
«Есть один нюанс в данном Постановлении. Оно регулирует отношения до 1 января 2022 года. Документ еще даже не внесен в Правительство. У нас с вами остаются считанные месяцы, чтобы подготовить расчет, согласовать с заказчиком, проверить достоверность, заключить контракт, успеть его реализовать и закрыть финансовый год. Это нереалистичный механизм. Поэтому нужно либо продлевать Постановление, либо готовить расчет, пока Правительство рассматривает это Постановление, так как шансы на его принятие очень велики», - пояснил спикер.
Индексы по статьям затрат
Спикер рассказал о переходе на Индексы по статьям затрат. Считается, что регионам, у которых достаточно низкий индекс на третий и четвертый кварталы 2021 года, необходимо активнее работать над принятием соответствующих решений. Это нужно, чтобы тот расчет, который принят Минстроем, нашел практическую пользу для строителей.
На индексы по статьям затрат перешли 48 субъектов. Однако осталось 13 регионов, в которых индексы ни разу не были пересчитаны расчетным методом: Архангельская область, Воронежская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Волгоградская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ульяновская область, Еврейская автономная область, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Сахалинская область. В регионах, которые не перешли на индексы, идет существенное отставание по стоимости строительства.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru