Обновляет состав орган медийного саморегулирования – Общественная коллегия по жалобам на прессу
До 31 марта принимаются заявки в новый состав Общественной коллегии по жалобам на прессу. К участию приглашаются крупнейшие СМИ, медийные ассоциации, некоммерческие организации, профессиональные объединения и все заинтересованными структуры гражданского общества. На сегодняшний день уже 21 организация предложила 43 кандидатуры. В их числе такие известные персоны, как Михаил Федотов – советник Президента Российской Федерации, Владимир Познер – тележурналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения, Эдуард Салагаев – президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, Николай Сванидзе – журналист, историк, политический обозреватель, многие другие.
Общественная коллегия по жалобам на прессу состоит из двух палат: Палаты медиа-сообщества (представители ассоциаций средств массовой информации, журналистов, издателей, вещателей, распространителей, рекламных агентств и т.д.) и Палаты медиа-аудитории (представители Совета судей, Общественной палаты РФ, различных профсоюзов, политических партий, религиозных и других неправительственных организаций), каждую из которых возглавляет Председатель палаты и два его заместителя.
Кандидаты в состав Палаты медиа-аудитории выдвигаются действующими вне сферы массовой информации, но заинтересованными в работе Коллегии политическими партиями, профессиональными союзами, религиозными и иными некоммерческими организациями, а также саморегулируемыми организациями, Общественной Палатой Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации и другими органами профессиональных сообществ.
Кандидат в состав Коллегии может не являться членом или работником выдвинувшей его организации. В любом случае избранные в состав Коллегии лица не являются представителями выдвинувших их организаций, а в личном качестве представляют все медийное сообщество (Палата медиа-сообщества) или всю аудиторию СМИ (Палата медиа-аудитории).
Голосование за кандидатов стартует 15 апреля. Каждая организация, выдвинувшая претендентов, получит избирательные бюллетени для голосования, в которых нужно будет из всех предложенных персон выбрать 25 в состав Палаты медиа-организации и столько же в состав Палаты медиа-сообщества. Заполненные бюллетени будут направляться в адрес независимой юридической компании, которая сможет обеспечить не только тайну голосования, но и 100-процентную точность в подсчетах голосов. Период голосования продлится до 15 мая. Новый состав Общественной коллегии будет оглашен не позднее 30 мая.
«Общественная коллегия по жалобам на прессу - это внекорпоративная структура гражданского общества, рассматривающая споры, касающиеся нарушения норм профессиональной журналистской этики. За прошедшие годы Коллегия постепенно стала реальным механизмом профессионального медийного саморегулирования и гражданского со-регулирования. Она стала равноправным членом Европейского альянса независимых советов по прессе (AIPCE), рассмотрела больше ста информационных споров, издала четыре выпуска «Настольной книги по медийному саморегулированию». Изучив опыт Коллегии, Общественная Палата Российской Федерации в 2008 г. сочла возможным рекомендовать всем СМИ признать ее полномочия, а государственным органам – использовать опыт работы Коллегии «при рассмотрении конфликтных ситуаций и принятии решений в отношении СМИ, журналистских организаций, журналистов». В свою очередь, пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 15 июня 2010 г. «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» назвал Коллегию тем органом, в котором могут рассматриваться информационные споры, касающиеся освещения судебной деятельности в СМИ», – отмечают в организации.
Для справки:
Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и не медийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда. Общественная коллегия по жалобам на прессу - независимая структура гражданского общества, которая осуществляет саморегулирование в сфере массовой информации, опираясь на авторитет сформировавших ее организаций и избранных в ее состав лиц. Цель работы организации - разрешение информационных споров.
Саморегулирование в средствах массовой информации – один из важнейших элементов существования демократического общества, отмечают в Коллегии. Его основная функция – обеспечение ответственности СМИ перед обществом. Главным инструментом этой ответственности являются этические стандарты профессии и создание механизмов контроля за их исполнением. Также, по мнению организации, развитая система саморегулирования СМИ повышает качество работы журналистов и в то же время защищает интересы изданий, таким образом несет пользу и создателям, и потребителям средств массовой информации.
Плюсы, которые по мнению Коллегии представляет саморегулирование СМИ:
– альтернатива судебному разбирательству;
– неангажированность;
– открытость и публичность;
– отсутствие бюрократических проволочек;
– быстрота и простота процедуры;
– безвозмездность;
– определенность моральной оценки.
Минусы саморегулирования СМИ:
– отсутствие законодательной и материальной базы;
– отсутствие публичной поддержки и корпоративной солидарности в сфере СМИ;
– отсутствие общественного консенсуса в вопросах о миссии СМИ и журналистов.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru