Оценщики: за предоставление некачественных услуг ответит СРО?
В преддверии праздников, 8мая, стартовало публичное обсуждение проекта закона «О внесении изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Информацией делится Ассоциация «Экспертный совет».
Поправки в закон внесут коррективы в деятельность саморегулируемых организаций оценщиков и участников профобъединений. Изменения явились логичным результатом заседания Совета по оценочной деятельности в Минэкономразвития, которое состоялось от 15 апреля 2019 года. В ходе мероприятия была представлена Концепция развития оценочной деятельности, а также проект положений об апелляционном рабочем органе Совета. В рядах Ассоциации оценщиков «Экспертный совет» развернулась бурная дискуссия относительно поправок в ФЗ-135…
Как отмечают представители Министерства экономического развития России, разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью повышения уровня обеспечения защиты прав и законных интересов заказчиков и потребителей оценочных услуг и услуг в области экспертизы отчетов об оценке. Также по мнению регулятора, действующие нормы законодательства в области оценочной деятельности не в полной мере обеспечивают защиту прав и законных интересов заказчиков и потребителей оценочных услуг и услуг в области экспертизы отчетов об оценке, в том числе в части требований:
- к имущественной ответственности оценщиков и экспертов СРО оценщиков;
- к оценочным компаниям, предоставляющим услуги по оценке имущества, в том числе для государственных нужд;
- информационной открытости в области оценочной деятельности.
Каковы главные направления изменений? Согласно статье 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор (оценочной компании), одной из которых является соблюдение требования о наличии в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено. При этом законодательством не определено, что данное юридическое лицо для таких оценщиков должно быть основным местом работы, что в свою очередь может вводить в заблуждение заказчиков оценки, ориентирующихся при выборе оценочной компании, в том числе на количество работающих в ней специалистов.
Помимо этого, действующим законодательством не предусмотрено требований к оценочным компаниям, оказывающих услуги по оценке имущества для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем статьёй 8 упомянутого закона определено, что проведение оценки объектов оценки в ряде случаев является обязательным при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. При этом при проведении оценки для государственных и муниципальных нужд необходимо обеспечение прозрачности процедуры выбора поставщиков услуг в области оценки имущества, требования к которым должны обеспечивать возможность отбора заказчиком поставщиков с высоким уровнем квалификации, надлежащим опытом работы их специалистов, деловой репутации таких специалистов и самих оценочных компаний.
Также для обеспечения прав заказчиков оценки и потребителей оценочных услуг необходимо развитие информационной открытости, в том числе в части получения информации о поставщиках услуг по оценке и экспертизе отчетов об оценке, предоставляющих услуги ненадлежащего качества. Права и обязанности заказчика оценки определены в статье 15.2 Закона № 135-ФЗ.Особое внимание уделено повышению ответственности за предоставление некачественных услуг. Статьёй 24.6 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Саморегулируемая организация оценщиков, экспертом или экспертами которой подготовлено и утверждено в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, положительное экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности. При этом анализ правоприменительной практики, в том числе судебной, показал недостаточную эффективность норм законодательства в части имущественной ответственности оценщиков и экспертов саморегулируемой организации оценщиков.
Вместе с тем для обеспечения прав и законных интересов заказчиков оценки необходимы эффективно работающие механизмы обеспечения имущественной ответственности, в том числе возмещение убытков или имущественного вреда, а также возврат платы за некачественно оказанную услугу. Указанное окажет позитивное влияние на защиту прав заказчиков оценки и потребителей оценочных услуг, повышение ответственности оценщиков, саморегулируемых организаций оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций оценщиков, что в свою очередь положительно повлияет на качество оказываемых услуг.Публичные обсуждения будут проходить до 23 мая 2019 года. Вступление изменений в закон намечено на апрель 2020 года.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru