1. Главная
  2. Новости
  3. Парламентские слушания: информационная открытость влияет на активно формирующуюся систему саморегулирования
Новости

132

Парламентские слушания: информационная открытость влияет на активно формирующуюся систему саморегулирования

 Парламентские слушания: информационная открытость влияет на активно формирующуюся систему саморегулированияСегодня, 20 июня, в Государственной думе состоялись парламентские слушания по теме: «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли».
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, руководителей саморегулируемых организаций, крупнейших строительных организаций и представители профессионального и научного сообщества
Обсуждение получилось бурным и интересным. В ходе полемики были высказаны разнообразные точки зрения, прозвучала не только критика в отношении системы саморегулирования, но и озвучены положительные аспекты деятельности СРО, рассмотрены предложения по массиву информации, которая обязательна к размещению на официальных сайтах СРО.
Спикерами на слушаниях выступили:
Селезнев Валерий Сергеевич - первый заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности;
Шаккум Мартин Люцианович - первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству;
Росляк Юрий Витальевич - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике;
Посохин Михаил Михайлович - президент Национального объединения проектировщиков;
Пономарев Илья Вадимович – руководитель аппарата НОСТРОЙ;
Опекунов Виктор Семенович - вице-президент НОСТРОЙ;
Трапицын Артур Викентьевич - председатель Комитета НОСТРОЙ по информационной политике;
Кузеванова Ирина Алексеевна - генеральный директор СРО НП «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ»;
Апрелев Константин Николаевич - сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, вице-президент Российской гильдии риэлторов;
Мороз Антон Михайлович - руководитель Аппарата Национального объединения проектировщиков;
Еремин Виталий Александрович - председатель Комитета законодательных инициатив и правового обеспечения Национального объединения проектировщиков;
Мхитарян Юрий Иванович - председатель Комитета по строительству объектов связи НОСТРОЙ, генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком».
Участники слушаний отметили, что информационная открытость становится одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления и не может не оказать влияния на активно формирующуюся в нашей стране систему саморегулирования.
7 июня 2013 года опубликован Федеральный закон № 113-ФЗ от 07.06.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций». Как отметили выступающие, указанный ФЗ расширяет перечень требований к саморегулируемым организациям в сфере раскрытия информации о своей деятельности и деятельности членов саморегулируемых организаций. Одновременно устанавливаются единые требования к ведению реестра членов СРО независимо от сферы их деятельности, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. На саморегулируемую организацию возлагается обязанность иметь собственный сайт в сети «Интернет», на котором СРО будет обязана размещать информацию о своей деятельности и реестр своих членов.
Вместе с тем участники парламентских слушаний высказали мнение, что установление указанным Федеральным законом административной ответственности только для саморегулируемых организаций с обязательным членством нарушает принцип единства нормативного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Нарушение этого принципа может повлечь бесконтрольность деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством, создание условий для действий недобросовестных организаций, что в свою очередь отрицательно скажется на всем институте саморегулирования и его восприятии, как потребителями, так и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности.
Кроме того, в указанном Федеральном законе отсутствует закрепление за организацией, объединяющей саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности права (а в сфере обязательного саморегулирования - обязанности) принятия корпоративных документов - стандартов (правил) деятельности саморегулируемых организаций, и в частотности раскрытия информации как саморегулируемыми организациями, так и их национальными объединениями.
По словам участников слушаний, информация о деятельности саморегулируемых организаций должна отвечать трем основным требованиям - своевременности, полноте и достоверности.
На сайтах должна размещаться следующая информация:
Общие сведения:
а) наименование и структура саморегулируемой организации, место ее нахождения, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;
б) сфера деятельности саморегулируемых организаций;
в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;
г) копии свидетельства о: включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц; постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);
д) информация о структуре и компетенции органов управления саморегулируемой организации, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления саморегулируемой организации; сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления саморегулируемых организаций, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе, за рубежом, при их наличии (ФИО, адреса эл. почты (при наличии), номера контактных телефонов);
е) решения, принятые уполномоченными органами управления саморегулируемой организации;
ж) указание сайта органа надзора за деятельностью саморегулируемой организации и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.
Сведения о члене СРО:
а) наименование члена СРО, адрес его местонахождения, для индивидуального предпринимателя - ФИО, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные ИНН, адрес сайта в сети «Интернет» (при наличии), контактный телефон;
б) дата начала осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности (дата выдачи свидетельства о членстве в СРО, дата выдачи свидетельства о допуске к работам или дата выдачи иного документа, разрешающего осуществлять деятельность), сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия свидетельства о допуске к работам;
в) перечень видом работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске;
г) максимальный размер возможного возмещения из средств компенсационного фонда вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности;
д) максимальный размер возмещения страховой организацией вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности, по договору страхования, реквизиты страхового полиса или договора страхования (дата, номер, наименование страховой организации, ее ИНН и ОГРН);
е) информация о проведенных проверках члена саморегулируемой организации (дата проведения проверки и вид: плановая или вне плановая), состав выявленных нарушений (при их наличии);
ж) информация о случаях нарушения качества работ, услуг, выявленных после окончания выполнения работ, или услуг в гарантийный период или в срок исковой давности;
з) информация о примененных мерах дисциплинарного воздействия к члену саморегулируемой организации, и по каким основаниям;
и) информация о судебных исках саморегулируемой организации к члену и члена к саморегулируемой организации, а также исках, поданных саморегулируемой организацией в интересах своих членов.
Информация о деятельности саморегулируемой организации:
а) порядок подачи документов и приема в члены саморегулируемой организации, порядок выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации или свидетельстве о допуске к работам, или иного документа саморегулируемой организации;
б) требования к членству в саморегулируемой организации и к выдаче свидетельств о допуске к работам;
в) реестр членов саморегулируемой организации (ведется в установленном порядке с учетом требований к составу и структуре содержащейся в нем информации);
г) порядок прекращения (приостановления) членства в саморегулируемой организации, порядок лишения свидетельства о допуске к работам;
д) о порядке проведения и принятия решений органами управления саморегулируемой организации (в т. ч. положения об этих органах);
е) порядок формирования компенсационного фонда СРО, его размещения, порядок выплаты средств из компенсационного фонда, размер сформированного компенсационного фонда на определенную дату (например, на первое число квартала), информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда, о фактах осуществления выплат и об основаниях таких выплат;
ж) порядок страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации (в том числе, требования к сумме страхового покрытия и страховым организациям, а также к содержанию договора страхования);
з) порядок проведения контрольных мероприятий в отношении своих членов СРО (основание, порядок назначения проверки, виды проверок, назначение лиц для проведения проверки, итоги проведения проверки, действия должностных лиц по итогам проверки);
и) порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО (основание, процедуры воздействия к членам производства, перечень мер, действия должностных лиц СРО по итогам принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия);
к) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
л) порядок разработки стандартов и правил саморегулируемой организации (процедура, орган, порядок утверждения), сведения о принятых документах;
м) порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия члена саморегулируемой организации и ответ на жалобу;
н) порядок принятия решений саморегулируемой организацией по возмещению вреда (ущерба, убытков и т.д.) причиненного недостатками выполненных работ;
о) порядок возмещения причиненного вреда (ущерба, убытков и т.д.);
п) о созданном при СРО третейском суде, о его деятельности.
Кроме того, для осуществления задач органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций требуется доступ к другим видам документированной информации о деятельности СРО, в частности, смета расходов, заключение аудиторской и ревизионной комиссии, бухгалтерская отчетность за последние пять лет и др.
Также саморегулируемая организация, обладает значительным объемом информации, которая не обязательна для размещения, но может оказаться полезной ее членам. Например, озвучивание позиций политики деятельности СРО руководством партнерства, выставление информации о проводимых мероприятиях и программах СРО, таких как выставки, семинары, симпозиумы, благотворительные мероприятия и т.д. Востребована информация о проводимых торгах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также о предложениях членов СРО по заключению возможных контрактов на строительство.
Участники парламентских слушаний обратили внимание и на роль национальных объединений в обеспечении максимальной прозрачности, максимальной открытости и широком информировании населения, органов власти обо всех процессах.
Согласно позиции Минэкономразвития установленные в настоящее время законодательством РФ требования в области саморегулирования, касающиеся обеспечения саморегулируемыми организациями раскрытия информации о своей деятельности и деятельности своих членов соблюдаются не в полном объеме. В настоящее время основными факторами, влекущими нарушения являются: отсутствие в законодательстве четких формулировок о составе, структуре и объеме подлежащей документированной информации саморегулируемых организаций; коммерциализация саморегулирования отдельными физическими лицами, находящимися в управлении саморегулируемых организаций, которым не выгодно правильно и полно раскрывать информацию о деятельности саморегулируемых организаций; отсутствие действенного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и их национальных объединений со стороны уполномоченных государственных органов надзора и контроля.
Впрочем, по мнению участников слушаний, указанные факторы не только не свидетельствуют о невозможности построения целостной системы открытости информации о деятельности саморегулируемых организаций, а скорее наоборот подчеркивают возможность, важность и необходимость построения такой системы.
Кроме того, прозвучала точка зрения, что должен быть создан такой информационный ресурс, в котором вся многоуровневая структура информации будет доступна и легко анализируема.
В этой связи на повестке дня саморегулирования должна стоять первостепенная задача - разработка стандартов раскрытия информации, формирование единых информационных пространств, несущих пользу, главным образом, самим СРО, их членам, потребителям продукции и услуг, гражданскому обществу.
Также участники парламентских слушаний считают целесообразно учесть следующее:
1) под принципами открытости деятельности саморегулируемой организации следует понимать:
а) размещение информации СРО по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
б) обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц.
При этом представляется целесообразным запретить ограничение доступа к информации СРО, в том числе путем специальной регистрации пользователей информации, запрос паролей, требования специфических идентификаторов сведений и иными способами.
В целях повышения эффективности ответственности за нарушение требований раскрытия информации о деятельности СРО предложено установить следующий алгоритм ответственности:
а) при первичном нарушении СРО обязанностей по раскрытию информации наступает административная ответственность в виде штрафа;
б) повторное в течение календарного года нарушение СРО обязанностей по раскрытию информации влечет наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере по отношению к первому случаю;
в) неоднократное (более двух) в течение календарного года нарушение СРО обязанностей по раскрытию информации должно являться наказанием в виде лишения некоммерческой организации статуса СРО.
Предложено возложить на органы по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций обязанность по своевременному (в срок не более 10 дней со дня получения информации) размещению в реестре саморегулируемых организаций копий предписаний об устранении нарушений законодательства саморегулируемыми организациями, а также копий документов о применении мер административной ответственности в отношении саморегулируемых организаций.
Участники слушаний рекомендовали Государственной думе и Совету Федерации в приоритетном порядке рассматривать законопроекты направленные на совершенствование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и национальных объединений саморегулируемых организаций соответствующего вида в целях усиления ответственности, контроля и надзора за деятельностью для эффективной реализации задач, предусмотренных законодательством.
Также обеспечить в период осенней сессии 2013 года рассмотрение во втором и третьем чтениях проекта Федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства).
Правительству РФ рекомендовано:
Ускорить подготовку и внесение в Госдуму поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 50482-5 с учетом настоящих рекомендаций. Организовать системное информационное взаимодействие с органами государственного надзора для оценки выполнения СРО положений ст.55.13-55.16 Градостроительного кодекса РФ, анализа и выявления системных причин аварий и происшествий на объектах капитального строительства.
Усилить меры государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Создать при участии национальных объединений строительной отрасли систему постоянного мониторинга исполнения СРО норм градостроительного законодательства и саморегулирования в части информационной открытости.
Минэкономразвитию рекомендовано разработать нормативный правовой акт, предусматривающий утверждение требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах СРО, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций.

Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн