Планку численности для СРО аудиторов предлагают снизить до установленной «базовым» ФЗ
Сформирован и готовится к рассмотрению в Госдуме законопроект, которым предлагается значительно снизить требования к минимальному количеству членов некоммерческой организации при наличии которых она включается в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Проект закона уже получен и одобрен профильным комитетом ГД - по финансовому рынку.
Напомним, согласно поправкам Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ, с 2017 года саморегулируемая организация для приобретения статуса должна объединять в качестве членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций. Как отмечают авторы новой инициативы, это вынудит саморегулируемую организацию поддерживать искусственно созданную численность членов СРО и лишит ее мотивации по эффективному внешнему контролю качества их работы и контролю за соблюдением ими требований законодательства.
«Требованиям законодательства о наличии минимум трех аудиторов в штате в полной мере удовлетворяют только 1543 аудиторские организации или 36% их общего количества, в которых 3 и более аудитора имеют основное место работы. Две трети аудиторских организаций используют неопределенность нормы Федерального закона «Об аудиторской деятельности», не препятствующей участию аудиторов в создании неограниченного количества аудиторских организаций и заключению договоров на совместительство с любым количеством аудиторских организаций, в том числе для подтверждения минимальной численности в аудиторской организации, необходимой для вступления в саморегулируемую организацию и начала осуществления аудиторской деятельности», - говорится в пояснении к законопроекту.
Помимо ослабления контроля за членами, увеличение требований к численности также таит в себе опасность монополизации рынка, что в конечном итоге приведет к целому ряду отрицательных последствий для повышения привлекательности СРО аудиторов, таких как, например, снижение размера членских взносов в ущерб должному финансированию их деятельности. Контроль при приеме новых членов станет излишне лояльным, как и требования к аудиторам, нарушающим стандарты аудита, Кодекс профессиональной этики и Правила независимости. В конечном счете, рынок аудиторских услуг дестабилизируется, пострадает качество аудиторской деятельности, отмечают авторы проекта ФЗ.
«Во избежание наступления указанных неблагоприятных последствий предлагается снижение требований к минимальному количеству членов СРО аудиторов по физическим лицам и юридическим лицам до общих требований, установленных Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», так как объективных предпосылок для их изменения применительно к аудиторской деятельности не имеется. Поскольку субъектами аудиторской деятельности являются и аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы, указанные цифры привязываются к этим субъектам, вместо разделения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности», - считают авторы.
Напомним, согласно ФЗ № 315 для получения статуса саморегулируемой организации необходимо объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Помимо прочего, законопроектом предлагается внести и другие коррективы в деятельность саморегулируемый организаций аудиторов. В частности, депутаты хотят урегулировать ситуацию с судьбой компенсационных фондов СРО аудиторов при их ликвидации. Памятуя о ликвидации СРО НП «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров», когда решение данного вопроса превратилось в проблему, авторы предлагают вносить правила распределения КФ в устав некоммерческой организации.
«Выработка возможных вариантов решения этого вопроса в уставе вызывает проблемы, поскольку право получать в случае ликвидации юридического лица часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость, предусмотрено только для участников хозяйственных обществ и товариществ, т. е. коммерческих организаций (п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса РФ). В связи с этим предлагается установить, что при ликвидации саморегулируемых организаций аудиторов, средства сформированных ими компенсационных фондов перечисляются в федеральный бюджет (п/п «б» п. 2 ст. 1 Законопроекта)», - находят выход из положения авторы.
Еще одно связанное с деятельностью отраслевых СРО предложение связанно с обязанностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности, а также с закреплением перечня сведений, отражаемых в реестре.
«В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций предлагается обязать аудиторские организации и индивидуальных аудиторов ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности на своем официальном интернет-сайте в объеме, предусмотренном в ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (сведения, подлежащие включению в реестр членов саморегулируемой организации), а также формой № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности»: количество работающих в организации аудиторов по основному месту работы и по совместительству; общий объем годовой выручки и объем выручки от оказания аудиторских услуг; общее количество выданных аудиторских заключений и количество аудиторских заключений по бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту», - считают инициаторы.
На сегодняшний день перечень сведений, отражаемых в реестре аудиторов и аудиторских организаций, определяется на подзаконном уровне (приказ Минфина России от 30.10.2009 № 111н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов»). В то же время в ФЗ №315 закреплен общий перечень сведений, подлежащих включению в реестр членов саморегулируемой организации. Поэтому, помимо размещения этих сведений на официальном интернет-сайте, предлагается законодательно закрепить, что те же данные в полном объеме должны указываться в реестре аудиторов и аудиторских организаций. При этом вместо ссылки на форму № 2-аудит предполагается указывать конкретный перечень наиболее значимых сведений из этой формы, поясняют предложение авторы.
Проект закона содержит и другие значимые для аудиторской деятельности предложения. С полным текстом инициативы можно ознакомиться по этой ссылке.
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru