Подкомитет по защите деятельности СРО стройкомплекса обратился к Кутьину с просьбой помочь защитить компфонды
На заседании Подкомитета по защите деятельности саморегулируемых организаций стройкомплекса Национального объединения строителей, состоявшемся 10 июля 2014 года, был рассмотрен вопрос «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ». Об этом сообщает пресс-служба НОСТРОЙ со ссылкой на СРО «СтройСвязьТелеком».
Представители Подкомитета отмечают, реализация конституционных норм является основой эффективной правовой системы государства. Система конституционно-правового регулирования гарантирует обеспечение безопасности человека, гражданина, его жизни, деятельности, реализуя конституционные нормы и принципы (ст.2, ч.2 ст.17, ч.1 ст.20, ч.3 ст.37, ч.1 ст.41, ст.42, ст.53 Конституции РФ). Незыблемость этих норм устанавливают ч.1, ч.2 ст.15, ст.16, ст.18 Основного закона Российской Федерации.
На основе конституционных норм государственная власть создала законодательный инструмент, определила адекватную конкретизацию и детализацию механизма обеспечения безопасности посредством 23 императивных норм Градостроительного кодекса РФ (ст.ст.55.1-55.23) о деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере. В качестве основной имущественной ответственности определены компенсационные фонды – имущество СРО (ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Императивной нормой части 4 ст.55.16 Градостроительного кодекса РФ определено, что для их сохранения, доступности и роста они должны размещаться в российских кредитных организациях в депозитах и (или) депозитных сертификатах. Назначение компенсационных фондов - предупреждение и возмещение вреда, причиненного здоровью, жизни и деятельности человека. Установленный законодателем способ сохранения компенсационных фондов действовал безупречно в течение 5 лет.
В связи с изменившимися условиями регулирования банковского сектора возникла задача, как законодательно обеспечить сохранность компенсационных фондов в условиях банкротства банков и устранить правовой пробел и неопределенность в действующем законодательстве РФ, регулирующем вопросы формирования и сохранности компенсационных фондов СРО, предупредить причинение вреда деятельности саморегулируемых организаций.
Часть 2 ст.50.35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусматривает исключение из конкурсной массы иного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, компенсационные фонды должны исключаться из конкурсной массы при банкротстве банка в соответствии со следующими законодательными нормами:
- ч.1 ст.56 ГК РФ, так как юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам только своим имуществом и не может отвечать имуществом клиента;
- статьями 886, 1012, ч.1 ст.393, ст.ст. 901, 902, 1022 ГК РФ законодатель императивной нормой определил требования к услугам по обеспечению сохранности имущества клиентов, переданного на хранение и управление. Услуга по обеспечению сохранности имущества (компенсационных фондов) входит в обособленную группу юридических норм (институт права), регулирующих качественно однородные общественные отношения по предоставлению услуги клиентам по сохранению и управлению имуществом;
- частью 4 ст.55.16 ГрК РФ законодатель императивной нормой определил банкам предоставлять услуги по обеспечению сохранности, доступности, роста компенсационных фондов, реализуя тем самым конституционные нормы прямого и непосредственного действия (ст.ст. 2, 15, 16, 18 и др. Конституции Российской Федерации).
На основании вышеизложенного и в соответствии с принятым на заседании решением, Подкомитет по защите деятельности саморегулируемых организаций стройкомплекса обратился к президенту Национального объединения строителей Николаю Георгиевичу Кутьину с просьбой о проведении мероприятий по организации законодательной инициативы о внесении соответствующих изменений в ст.50.35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ. Вводимые изменения направлены на обеспечение сохранности компенсационных фондов и обеспечение безопасности объектов капитального строительства в условиях банкротства банков.
Подкомитет выражает уверенность, что четкая аргументированность предлагаемых изменений в законопроект, их юридическая обоснованность, а также приведение социально-экономических, политических, правовых результатов и преимуществ для российской банковской системы, значительно упростит процедуру прохождения законопроекта в Госдуме России.
В пояснении к законопроекту отмечается, что Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» разработан в целях устранения существующих правовых коллизий, пробелов и неопределенности в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы формирования и сохранения компенсационных фондов саморегулируемых организаций стройкомплекса, а также устранения вытекающих из этого негативных последствий в правоприменительной практике Банка России, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Предлагается гармонизировать между собой и систематизировать ряд нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Градостроительный кодекс Российской Федерации и др. в части правоотношений, связанных с формированием, размещением, обеспечением сохранности и возвратности средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций стройкомплекса, а также установить единообразные формулировки, устранить пробелы и коллизии указанных норм.
Полные тексты Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ», пояснительной записки к проекту, а также описание социально-экономических, политических, юридических последствий для российской банковской системы от принятия законопроекта, опубликованы на сайте НОСТРОЙ.
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru