Поправки Минстроя в Градкодекс первый вице-президент НОПРИЗ назвал «антиконституционным путчем»
Регионализация СРО, запрет для самоорегуляторов самостоятельно распоряжаться компенсационными фондами, дополнительные поборы со строителей, - все это, как полагает первый вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, нарушает сразу несколько статей российской Конституции.
Агентство новостей «Строительный бизнес» вчера опубликовало интервью с первым вице-президентом НОПРИЗ Анваром Шамузафаровым под весьма красноречивым заголовком «Олигархи и Минстрой готовят «антиконституционный путч»? Выбор спикера, оказался неслучайным поскольку, по мнению АНСБ, г-н Шамузафаров в последнее время стал «рупором всего недовольного действиями Минстроя России». И надо сказать, первый вице-президент НОПРИЗ еще раз подтвердил свою репутацию жесткого оппонента по отношению к предлагаемым поправкам Минстроя в Градкодекс. Причем, на этот раз он их приравнял к «антиконституционному путчу».
Вкратце, возражения г-на Шамузафарова против очередного реформирования саморегулирования в сфере строительства свелись к шести ключевым пунктам:
Во-первых, поправки Минстроя в Градкодекс, вводя регионализацию членства строительных компаний в СРО, нарушают ст. 8 Конституции РФ, гарантирующую единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг на российском рынке. (Заметим, что по этому вопросу далеко не все в СРО-сообществе согласны с первым вице-президентом НОПРИЗ. Например, генеральный директор СРО ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский считает, что переход к принципу «одна СРО - один регион» поможет избавиться от засилья коммерческих саморегулируемых организаций).
Во-вторых, законопроект устанавливает норму, по которой особые условия создаются исключительно для генподрядных организаций. При этом с рынка могут уйти до 70% мелких и средних строительных компаний. По мнению г-на Шамузафарова, фактически это отмена части 1 ст. 34 Конституции, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. (По мнению инициаторов законопроекта, здесь речь идет о том, что до 70% мелким и средним строительным компаниям после принятия поправок не нужно будет в обязательном порядке вступать в СРО, чем многие из них охотно воспользуются).
В-третьих, запланированные Минстроем новации приведут к тому, что ни СРО, ни строители не смогут самостоятельно распоряжаться своими компенсационными фондами. В результате этого для строителей фактически будет отменена часть 1 ст. 35 Конституции, декларирующая право частной собственности. И часть 3 ст. 35 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен собственности иначе, как по решению суда. (Очевидно, что на эту радикальную меру Минстрой вынужден пойти для того, чтобы в дальнейшем избежать бездумного размещения руководителями СРО компфондов в мелких ненадежных банках, где они теряются после отзыва лицензии. Уже сегодня по этой причине потери НОСТРОЙ, НОПРИЗ и СРО строителей, проектировщиков и изыскателей достигают нескольких миллиардов рублей).
В-четвертых, у всех без исключения строительных организаций участников закупок возникает обязанность внесения больших сумм в дополнительный компфонд, появляются дополнительные платежи, которые не установлены никаким законодательством. Иначе говоря, по мнению г-на Шамузафарова, для компаний строительной отрасли вводится дополнительная система поборов.
В-пятых, поправки Минстроя в Градкодекс также нарушают в отношении строителей еще и ст. 24 Конституции, запрещающую сбор, хранение и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия.
И в-шестых, как полагает первый вице-президент НОПРИЗ, минстроевский законопроект также отменяет для строителей и их СРО еще и ст.55 Конституции, согласно которой не должны издаваться законы, меняющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru