Появится ли в России лоцманская СРО?
Введение саморегулирования в российской лоцманской деятельности обсуждается не первый год. Актуальный для частного бизнеса вопрос о принятии соответствующего законопроекта в очередной раз поднял директор НП «Объединение лоцмановских организаций» Виктор Рябоконь в ходе Х Международного форума «Транспортный потенциал», который состоялся 5-6 октября 2017 года в Санкт-Петербурге. Представитель Минтранса РФ, директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев также не в первый раз высказал в ответ правительственную позицию: необходимо создать единую организацию, которая обязана выполнять все лоцманские проводки во всех портах России.
Напомним, что сегодня лоцманские услуги оказывают как частные, так и государственные организации. Первые с 1990-х гг. работают в крупных портах, где можно неплохо заработать, а проводка судов в малодеятельных портах осталась за государством. Поэтому на уровне исполнительной власти и профессионального сообщества существуют различные мнения и предложения по совершенствованию лоцманской деятельности в России.
Одним из таких предложений, подготовленных общественным объединением частных лоцманских организаций, является создание национальной лоцманской саморегулируемой организации, которая занималась бы разработкой, внедрением единых стандартов и правил деятельности по лоцманской проводке, а также контролировала бы их соблюдение.
Минтранс со своей стороны настаивает на создании единой структуры по предоставлению лоцманских услуг, которая будет обязана выполнять все лоцманские проводки во всех портах России. Организация будет регулироваться государством и нести полную ответственность по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах РФ и на подходах к ним. Такой подход с учетом тарифного регулирования сделает лоцманскую деятельность финансово прозрачной, позволит создать бездотационную материальную базу и сформировать единый штат профессиональных лоцманов.
Выступая на заседании Международного форума, Виталий Клюев обозначил основные проблемы лоцманской деятельности. Среди них: наличие портов, в которых лоцманская деятельность не рентабельна, и неадекватная конкуренция, которая может негативно влиять на эффективность работы лоцмана с точки зрения безопасности мореплавания. Решить эти проблемы чиновник предлагает с помощью госрегулирования.«Конкуренция при предоставлении лоцманских услуг в порту должна быть исключена, так как она подразумевает под собой удешевление и уменьшение объема услуг, что может негативно отразиться на безопасности мореплавания. Лоцманская услуга не может уменьшаться в своем объеме, а значит и себестоимость ее уменьшена быть не может», - приводит слова представителя Минтранса ИАА «ПортНьюс».
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru