Работа НОСО УН в сфере ЖКХ
«Проблемы в ЖКХ будут решаться комплексно, в тесном сотрудничестве собственников жилья, бизнес-сообщества и государства», такой тезис 25 ноября 2010 года озвучил в своем докладе на парламентских слушаниях на тему «Система тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства» в Госдуме РФ представитель бизнес-сообщества профессиональных управляющих недвижимостью России – исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» Денис Назаров.
Организаторами слушаний выступили Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям и Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.
По словам Дениса Назарова, вопросы ЖКХ касаются каждого гражданина нашей страны и требуют особого внимания со стороны государства. В то же время, продолжается процесс добровольного повышения ответственности перед потребителями со стороны управляющих компаний через объединение в саморегулируемые организации.
В качестве примера конструктивного опыта влияния на складывание цивилизованного рынка управления недвижимостью в России, Денис Назаров привел Национальное объединение СРО управляющих недвижимостью, тесно взаимодействующее с Комитетом Государственной Думы по собственности, возглавляемое известным идеологом саморегулирования в России, автором федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях» Виктором Плескачевским.
Результатом такого сотрудничества, в целях исполнения постановления Правительства № 731, стала разработка системы раскрытия информации, при которой любое заинтересованное лицо может получить полную, объективную и достоверную информацию об управляющей компании. Этот проект, созданный Национальным объединением, назван реестром управляющих компаний, которых сегодня в НОСО УН более 1000.
“И это - только первый шаг на пути открытости, добросовестности работы управляющих компаний, – сообщил Денис Назаров. – В настоящее время идет серьезная работа совместно с Фондом ЖКХ над проектом «единый информационный портал», который состоит из трех электронных блоков: реестр управляющих компаний, реестр объектов недвижимости, реестр технического состояния объектов недвижимости. Система электронной паспортизации многоквартирных домов разбивает их на элементы безопасности, до самой последней задвижки и по каждому элементу фиксирует текущее состояние, производимые изменения и результат. При таком подходе любой собственник в открытом доступе может видеть, какие именно работы управляющая компания делает в его доме и сколько это стоит. В итоге собственник для себя может спланировать на год, два, три и работы и их стоимость”.
Между тем, как отметил Денис Назаров, несмотря на важные подвижки в ЖКХ, сегодня существуют и системные проблемы, касающиеся тарифного и нормативного регулирования отрасли: “В первую очередь, это проблема взаимоотношений управляющих и энергоснабжающих организаций, вызванная несовершенством правового регулирования и практики применения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «Правила оказания коммунальных услуг гражданам».
Согласно Постановлению, управляющие организации должны приобретать коммунальные ресурсы у поставщиков и предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям (гражданам) по одинаковой цене. В результате управляющие организации не имеют собственной торговой наценки на исполнение функции администрирования, компенсации расходов на начисление и сбор платежей, отсутствует возможность компенсировать неплатежи потребителей.
При этом управляющая организация несет все риски, связанные с неплатежами в её адрес и обязана оплатить приобретенные ею коммунальные ресурсы в полном объеме, независимо от того, в каком объеме оплачены коммунальные услуги потребителями”.
Поставщики ресурсов, напротив, при существующей методике расчета тарифа имеют возможность не только компенсировать административные расходы, но и включать в тариф неплатежи управляющих компаний и потребителей, что приводит к увеличению стоимости коммунальных услуг потребителям.
В конечном итоге через прогнозируемый период времени, в течение которого за счет средств собственников, предусмотренных на иные цели, управляющая организация оплачивает ресурс, последняя становится банкротом.
“Первый и самый простой вариант решения проблемы, – высказал свое мнение Денис Назаров, - это прямые договорные отношения потребителя с поставщиком коммунальных ресурсов. Но, к сожалению, это только усилит проблему и исключит мотивацию управляющей организации к проведению энергосберегающих мероприятий на многоквартирных домах, при прямом интересе поставщиков ресурса в сохранении, а возможно и увеличении объема поставляемого ресурса”.
Второй вариант решения проблемы взаимоотношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями без увеличения тарифов для граждан – это совершенствование методики расчета тарифов через выделение в структуре тарифов на коммунальные услуги из общей наценки розничную наценку для управляющей организации на функции администрирования.
В целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан, необходимо предоставить возможность объединениям управляющих организаций и ассоциациям ТСЖ участия в обсуждении при процессе тарифообразования.
Эти изменения позволят минимизировать банкротства управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий на домах, и, возможно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.
Кроме того, на этих же слушаниях, Заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов в своем выступлении подчеркнул, что на сегодняшний день динамика тарифов опережает рост инфляции, однако это, в свою очередь, позволило вывести отрасль ЖКХ на уровень безубыточности и решить проблему износа оборудования. «Рост тарифов увеличивает финансовую нагрузку на население, при этом, правительству удается сдерживать уровень расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги в общих расходах в пределах 10%. Мы считаем, что это очень серьезное достижение», - заметил Попов.
Руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков рассказал об изменениях, которые произошли в сфере ЖКХ в текущем году. Остановившись на федеральных законах, которые были подписаны Президентом летом 2010 года, Новиков отметил, что данные законы позволили существенным образом модифицировать систему управления в коммунальном комплексе.
Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский обратил внимание на то, что изначально постановка задачи в сфере ЖКХ была неверной: «Если в хрущевский период для государства первостепенной являлась жилищная проблема, и тогда многие хвалились, что смогли переехать из бараков и коммуналок, то сегодня главный вопрос заключается в том – как обслуживать построенные дома. С самого начала постановка задачи была неправильной. Проблемы ЖКХ нужно было спустить на уровень владельцев домов. Если бы мы дали возможность гражданам построить свои собственные дома, то никакой проблемы бы не было», - отметил Жириновский.
Среди приоритетных задач в сфере ЖКХ участники слушаний особо выделили перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях, сдерживание роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, улучшение состояния жилищного фонда, энерго- и ресурсосбережения, повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере.