1. Главная
  2. Новости
  3. Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5
Новости

121

Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5

 Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5 РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)

В ходе слушаний состоялось обсуждение законопроекта №252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Всеми участниками была обозначена важность и актуальность рассмотрения данного законопроекта с учетом высокой социальной значимости строительной отрасли.
По результатам слушаний были определены следующие основные положения, касающиеся обсуждаемого законопроекта.

Безопасность строительства

Первоочередной целью законодательства в области строительства должно быть обеспечение безопасности и эксплуатации строительных объектов.
В этой связи необходимо провести экспертизу положения законопроекта, предусматривающего уменьшение количества объектов, для выполнения работ на которых требуется Свидетельство о допуске. В результате этих нововведений увеличиваются риски некачественного проведения работ и повышаетcя опасность эксплуатации объектов, исключенных из списка, среди которых: гидротехнические сооружения, аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и т.д.

Развитие конкуренции

Законопроект создает серьезные преимущества для крупнейших строительных компаний и непосильные барьеры для малых и средних предприятий, что противоречит инициативам Президента России по ослаблению фискального, контрольно-административного и финансового давления на малый и средний бизнес.
Предлагаемое законопроектом фактически заградительное увеличение размеров взносов в компенсационный фонд СРО для генеральных подрядчиков приведет к тому, что подавляющее большинство компаний будет поставлено в зависимость от небольшого числа генподрядчиков, которые будут способны оплатить эти взносы. В дальнейшем свои издержки генподрядчики будут перекладывать на субподрядчиков, а в конечном итоге на потребителей.
По этим же основаниям стоит пересмотреть повышение минимальных сумм по договорам страхования гражданской ответственности членов СРО, а также увеличение минимальных сроков договоров страхования до 5 лет. Данным требованиям смогут соответствовать только крупнейшие компании.
Одним из важнейших направлений эволюции института саморегулирования должно стать развитие конкуренции и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Только развитие конкуренции является эффективным механизмом обеспечения качества строительства и сдерживания роста цен на жилье.

Обеспечение эффективного контроля
в соответствии с принципами саморегулирования

Новацией законопроекта является передача национальным объединениям полномочий по контролю за саморегулируемыми организациями.
Целесообразность предоставления национальным объединениям широких контрольных функций вызывает сомнение и является предметом для дальнейшего обсуждения.
Абсолютно недопустимым является совмещение в национальных объединениях следующих функций и полномочий:

  • право инициировать исключение организаций из государственного реестра СРО;
  • право экспроприировать компенсационные фонды ликвидируемых СРО;
  • право контроля над размещением денежных средств компенсационных фондов СРО в кредитных организациях и установления требований к таким кредитным организациям.

С учетом обязательного членства в национальных объединениях, такое совмещение функций и наличие беспрецедентного объема полномочий ведет к дискредитации идеи саморегулирования и подмене саморегулирования новой системой тотального регулирования.
Установление же контрольных функций в руках негосударственной организации в совокупности с поправками, предусматривающими условие, что, в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, средства компенсационного фонда СРО подлежат зачислению на счет национального объединения, благоприятствует злоупотреблениям полномочиями, консолидации и укрупнению СРО в интересах руководства национальных объединений.
Институт саморегулирования должен быть направлен в первую очередь на обеспечение эффективного контроля строительных предприятий, обеспечивающего их бесперебойное функционирование, повышение качества и сокращение стоимости строительных работ, безопасность строительства.
Представление и защита интересов саморегулируемых организаций должна осуществляться на принципах добровольности, беспристрастности и транспарентности.

Обеспечение солидарно-субсидиарной ответственности и эффективное управление фондами.

Законопроектом не решается проблема обеспечения сохранности средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Следует обратить внимание на положения законопроекта, в соответствии с которыми, предлагается размещение денежных средств компенсационных фондов только в тех кредитных организациях, которые будут соответствовать требованиям, установленным национальными объединениями. В законопроекте не установлен механизм, способный обеспечить надлежащий профессиональный уровень подготовки этих требований и беспристрастного контроля их исполнения.
Практически нивелируется система материальной ответственности членов СРО в случае ликвидации СРО.
Установление механизма немедленного возврата средств из компенсационного фонда члену СРО в случае выхода из саморегулируемой организации без указания на переходный период противоречит общей концепции саморегулирования.
Мы считаем, что эволюция института саморегулирования должна проходить по линии четкой регламентации условий обеспечения солидарно-субсидиарной материальной ответственности членов СРО, эффективного и транспарентного управления фондами с четко прописанными требованиями, исключающими возможность для злоупотребления со стороны должностных лиц национальных объединений СРО.

Страхование ответственности

Предложение ввести требование о наличии как договоров страхования гражданской ответственности членов СРО за причинение вреда третьим лицам вследствие недостатков работ, так и компенсационного фонда заслуживает поддержки.
Однако следует учесть, что фактически предлагаемый вариант страхования для СРО не увязывается с законодательными требованиями ни для обязательного, ни для добровольного страхования гражданской ответственности.
Внедрение страхования гражданской ответственности для членов СРО требует детального обсуждения и урегулирования законодательных неточностей и противоречий.

Обеспечение терминологической ясности

Должно быть поддержано введение в Градостроительный кодекс понятий «генеральный подрядчик на выполнение инженерных изысканий», «генеральный проектировщик» и «генеральный подрядчик на осуществление строительства».
Заслуживает одобрения нацеленность на внедрение четкой регламентации требований к таким лицам и повышение их ответственности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях саморегулирования.
Однако предусмотренные законопроектом дефиниции требуют обсуждения и серьезной доработки, с точки зрения урегулирования вопросов ответственности исполнителей работ и приведения в соответствие с Гражданским кодексом.

По итогам обсуждения законопроекта необходимо констатировать, что цель создания полноценного законодательного механизма для решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием ответственности строительных предприятий перед потребителями услуг в законопроекте не достигнута.


РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)

  1. Необходимо провести антикоррупционную экспертизу законопроекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  2. Необходимо предусмотреть возможность наличия нескольких национальных объединений по каждому виду деятельности.
  3. В соответствии с законопроектом саморегулируемые организации должны вступить в национальные объединения соответствующего вида до 1 июля 2010 года. В противном случае, саморегулируемые организации лишаются права выдавать допуски. Считаем внедрение таких ограничений необоснованным и невыполнимым. Предлагаем предусмотреть установление срока, до которого саморегулируемые организации необходимо вступить в национальные объединения соответствующих видов на 1 января 2011 г.
  4. Для того, чтобы интересы всех саморегулируемых организаций были учтены, необходимо провести всероссийские съезды саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков в полном соответствии с законодательными требованиями. Для обеспечения легитимности национальных объединений должны быть соблюдены следующие условия: 1) съезд считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети саморегулируемых организаций соответствующего вида; 2) за учреждение национального объединения должны проголосовать не менее половины зарегистрированных участников съезда; 3) на съездах необходимо провести выбор Совета и прямые выборы Президента (для чего внести изменения в соответствующее законодательство), утвердить устав и регламент обыкновенным большинством голосов от числа зарегистрировавшихся участников съезда.
  5. Закрепить за национальными объединениями саморегулируемых организаций только те функции, которые предусмотрены действующим Градостроительным кодексом – защита интересов саморегулируемых организаций, обсуждение вопросов государственной политики в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, формирование предложений по вопросам выработки государственной политики и т.п.

К функциям национальных объединений следует отнести:

а) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

б) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

в) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

г) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;

д) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов.

6) Следует предусмотреть обязательное привлечение в состав органов управления национальных объединений СРО представителей государственных органов власти, профильных министерств и ведомств, банковских и страховых структур.

  1. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть исчерпывающе прописаны в законе.
  2. Компенсационные фонды СРО должны размещаться посредством привлечения профессиональных участников финансового рынка – управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии.
  3. В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса, уменьшения финансового бремени уплаты высоких страховых премий по обязательным договорам страхования ответственности перед третьими лицами необходимо ввести дифференциацию размера минимального страхового покрытия в зависимости от видов работ. Также необходимо пересмотреть требования минимального срока страхования гражданской ответственности членов СРО.

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Открыта регистрация на конференцию "Личное финансовое планирование. Эффект бабочки"
04.10.2024

Открыта регистрация на конференцию "Личное финансовое планирование. Эффект бабочки"

9 ноября 2024 года состоится конференция "Личное финансовое планирование. Эффект бабочки", организованная СРО Национальная ассоциация специалистов финансового планирования. Конференция ориентирована на аудиторию финансовых советников и частных инвесторов.
В Екатеринбурге пройдет Окружная конференция уральских членов НОСТРОЙ
26.09.2024

В Екатеринбурге пройдет Окружная конференция уральских членов НОСТРОЙ

3 октября в Екатеринбурге состоится окружная конференция членов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Анонс размещен на сайта Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн