Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5
РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)
В ходе слушаний состоялось обсуждение законопроекта №252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Всеми участниками была обозначена важность и актуальность рассмотрения данного законопроекта с учетом высокой социальной значимости строительной отрасли.
По результатам слушаний были определены следующие основные положения, касающиеся обсуждаемого законопроекта.
Безопасность строительства
Первоочередной целью законодательства в области строительства должно быть обеспечение безопасности и эксплуатации строительных объектов.
В этой связи необходимо провести экспертизу положения законопроекта, предусматривающего уменьшение количества объектов, для выполнения работ на которых требуется Свидетельство о допуске. В результате этих нововведений увеличиваются риски некачественного проведения работ и повышаетcя опасность эксплуатации объектов, исключенных из списка, среди которых: гидротехнические сооружения, аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и т.д.
Развитие конкуренции
Законопроект создает серьезные преимущества для крупнейших строительных компаний и непосильные барьеры для малых и средних предприятий, что противоречит инициативам Президента России по ослаблению фискального, контрольно-административного и финансового давления на малый и средний бизнес.
Предлагаемое законопроектом фактически заградительное увеличение размеров взносов в компенсационный фонд СРО для генеральных подрядчиков приведет к тому, что подавляющее большинство компаний будет поставлено в зависимость от небольшого числа генподрядчиков, которые будут способны оплатить эти взносы. В дальнейшем свои издержки генподрядчики будут перекладывать на субподрядчиков, а в конечном итоге на потребителей.
По этим же основаниям стоит пересмотреть повышение минимальных сумм по договорам страхования гражданской ответственности членов СРО, а также увеличение минимальных сроков договоров страхования до 5 лет. Данным требованиям смогут соответствовать только крупнейшие компании.
Одним из важнейших направлений эволюции института саморегулирования должно стать развитие конкуренции и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Только развитие конкуренции является эффективным механизмом обеспечения качества строительства и сдерживания роста цен на жилье.
Обеспечение эффективного контроля
в соответствии с принципами саморегулирования
Новацией законопроекта является передача национальным объединениям полномочий по контролю за саморегулируемыми организациями.
Целесообразность предоставления национальным объединениям широких контрольных функций вызывает сомнение и является предметом для дальнейшего обсуждения.
Абсолютно недопустимым является совмещение в национальных объединениях следующих функций и полномочий:
- право инициировать исключение организаций из государственного реестра СРО;
- право экспроприировать компенсационные фонды ликвидируемых СРО;
- право контроля над размещением денежных средств компенсационных фондов СРО в кредитных организациях и установления требований к таким кредитным организациям.
С учетом обязательного членства в национальных объединениях, такое совмещение функций и наличие беспрецедентного объема полномочий ведет к дискредитации идеи саморегулирования и подмене саморегулирования новой системой тотального регулирования.
Установление же контрольных функций в руках негосударственной организации в совокупности с поправками, предусматривающими условие, что, в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, средства компенсационного фонда СРО подлежат зачислению на счет национального объединения, благоприятствует злоупотреблениям полномочиями, консолидации и укрупнению СРО в интересах руководства национальных объединений.
Институт саморегулирования должен быть направлен в первую очередь на обеспечение эффективного контроля строительных предприятий, обеспечивающего их бесперебойное функционирование, повышение качества и сокращение стоимости строительных работ, безопасность строительства.
Представление и защита интересов саморегулируемых организаций должна осуществляться на принципах добровольности, беспристрастности и транспарентности.
Обеспечение солидарно-субсидиарной ответственности и эффективное управление фондами.
Законопроектом не решается проблема обеспечения сохранности средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Следует обратить внимание на положения законопроекта, в соответствии с которыми, предлагается размещение денежных средств компенсационных фондов только в тех кредитных организациях, которые будут соответствовать требованиям, установленным национальными объединениями. В законопроекте не установлен механизм, способный обеспечить надлежащий профессиональный уровень подготовки этих требований и беспристрастного контроля их исполнения.
Практически нивелируется система материальной ответственности членов СРО в случае ликвидации СРО.
Установление механизма немедленного возврата средств из компенсационного фонда члену СРО в случае выхода из саморегулируемой организации без указания на переходный период противоречит общей концепции саморегулирования.
Мы считаем, что эволюция института саморегулирования должна проходить по линии четкой регламентации условий обеспечения солидарно-субсидиарной материальной ответственности членов СРО, эффективного и транспарентного управления фондами с четко прописанными требованиями, исключающими возможность для злоупотребления со стороны должностных лиц национальных объединений СРО.
Страхование ответственности
Предложение ввести требование о наличии как договоров страхования гражданской ответственности членов СРО за причинение вреда третьим лицам вследствие недостатков работ, так и компенсационного фонда заслуживает поддержки.
Однако следует учесть, что фактически предлагаемый вариант страхования для СРО не увязывается с законодательными требованиями ни для обязательного, ни для добровольного страхования гражданской ответственности.
Внедрение страхования гражданской ответственности для членов СРО требует детального обсуждения и урегулирования законодательных неточностей и противоречий.
Обеспечение терминологической ясности
Должно быть поддержано введение в Градостроительный кодекс понятий «генеральный подрядчик на выполнение инженерных изысканий», «генеральный проектировщик» и «генеральный подрядчик на осуществление строительства».
Заслуживает одобрения нацеленность на внедрение четкой регламентации требований к таким лицам и повышение их ответственности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях саморегулирования.
Однако предусмотренные законопроектом дефиниции требуют обсуждения и серьезной доработки, с точки зрения урегулирования вопросов ответственности исполнителей работ и приведения в соответствие с Гражданским кодексом.
По итогам обсуждения законопроекта необходимо констатировать, что цель создания полноценного законодательного механизма для решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием ответственности строительных предприятий перед потребителями услуг в законопроекте не достигнута.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)
- Необходимо провести антикоррупционную экспертизу законопроекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
- Необходимо предусмотреть возможность наличия нескольких национальных объединений по каждому виду деятельности.
- В соответствии с законопроектом саморегулируемые организации должны вступить в национальные объединения соответствующего вида до 1 июля 2010 года. В противном случае, саморегулируемые организации лишаются права выдавать допуски. Считаем внедрение таких ограничений необоснованным и невыполнимым. Предлагаем предусмотреть установление срока, до которого саморегулируемые организации необходимо вступить в национальные объединения соответствующих видов на 1 января 2011 г.
- Для того, чтобы интересы всех саморегулируемых организаций были учтены, необходимо провести всероссийские съезды саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков в полном соответствии с законодательными требованиями. Для обеспечения легитимности национальных объединений должны быть соблюдены следующие условия: 1) съезд считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети саморегулируемых организаций соответствующего вида; 2) за учреждение национального объединения должны проголосовать не менее половины зарегистрированных участников съезда; 3) на съездах необходимо провести выбор Совета и прямые выборы Президента (для чего внести изменения в соответствующее законодательство), утвердить устав и регламент обыкновенным большинством голосов от числа зарегистрировавшихся участников съезда.
- Закрепить за национальными объединениями саморегулируемых организаций только те функции, которые предусмотрены действующим Градостроительным кодексом – защита интересов саморегулируемых организаций, обсуждение вопросов государственной политики в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, формирование предложений по вопросам выработки государственной политики и т.п.
К функциям национальных объединений следует отнести:
а) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
б) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
в) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
г) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
д) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов.
6) Следует предусмотреть обязательное привлечение в состав органов управления национальных объединений СРО представителей государственных органов власти, профильных министерств и ведомств, банковских и страховых структур.
- Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть исчерпывающе прописаны в законе.
- Компенсационные фонды СРО должны размещаться посредством привлечения профессиональных участников финансового рынка – управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии.
- В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса, уменьшения финансового бремени уплаты высоких страховых премий по обязательным договорам страхования ответственности перед третьими лицами необходимо ввести дифференциацию размера минимального страхового покрытия в зависимости от видов работ. Также необходимо пересмотреть требования минимального срока страхования гражданской ответственности членов СРО.