Российским банкам предложили объединиться в СРО
Центральный банк России вновь вернулся к идее внедрения саморегулирования в банковскую деятельность. Такое предложение на минувшей неделе сделал банкирами первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Как уточняет «Коммерсант», вариант перехода на систему саморегулирования произойдет в том случае, если регулятор поймет, что «добровольное участие в ассоциациях не дает положительного эффекта».
Впервые идея использовать саморегулирование для банковского сектора высказывалась 10 лет назад. Комментируя законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в ФЗ «О банках и банковской деятельности», Ассоциация российских банков отмечала необходимость повышения роли объединений участников рынка в осуществлении регулирования и контроля в разных отраслях экономики путем привлечения представителей саморегулируемых организаций к разработке нормативных актов. Чуть позже инструменты института упоминались в Стратегии развития банковского сектора, подготовленной при участии независимых представителей профессионального сообщества.
О том, что банковское сообщество должно само предложить решение текущих проблем, в 2008 говорил и представитель ЦБ Михаил Сухов, на тот момент занимающий должность директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. На V научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» он заявил, что «банковское сообщество должно иметь возможности саморегулирования на уровне взаимоотношений с потребителем. В противном случае регулировать эти отношения будут регулирующие органы, и они должны будут это делать, потому что в этом случае им придется сделать то, что не доделали сами участники рынка».
Первая попытка реализовать задуманное была предпринята в 2011 году. Главой комитета Госдумы по финансовому рынку Владиславом Резником на межведомственное обсуждение был представлен законопроект «О саморегулировании в банковской сфере». В основном, описанная в законе схема взаимодействия не отличается о тех, что приняты в различных отраслях сегодня. Помимо прочего, СРО предлагалось наделить правом участвовать в качестве наблюдателей при проверках банков Центробанком и иными госорганами, получать информацию по результатам таких проверок. Также была высказана идея обязать ЦБ прислушиваться ко мнению СРО до вынесения решений по результатам проверок, в том числе при вынесении решения об отзыве лицензии у банка. По замыслу автора, СРО должна включать в себя в качестве членов не менее 300 банков с совокупным размером капитала не менее 35% от капитала всей банковской системы.
Законопроект появился во время череды громких банкротств, в том числе после рекордной для бюджета санации Банка Москвы (почти 295 млрд рублей). Поэтому идея в целом была поддержана, в частности, Министерством экономического развития.
«Минэкономразвития является апологетом саморегулирования, поэтому идею внедрения таких институтов мы принципиально поддерживаем. В банковском секторе внедрение дополнительных инструментов, позволяющих дисциплинировать рынок, целесообразно вдвойне - ввиду ряда не очень хороших проявлений, наблюдающихся в этом сегменте в последнее время, в том числе и из-за сбоев в надзоре ЦБ», - пояснял позицию директор департамента инновационного развития и корпоративного управления МЭР Иван Осколков.
Однако само профессиональное сообщество без особого энтузиазма отнеслось к предлагаемому проекту. В частности, на заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности участники отмечали, что рынок банковских услуг является одним из самых плотно урегулированных: установлены стандарты и правила лицензирования кредитных организаций, обязательные нормативы, требования к капиталу, организационной структуре, руководящим органам, порядку осуществления банковских услуг, ведению бухгалтерского учета операций, предоставления отчетности, осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций, разработаны кодексы и этика банковского сообщества. Представители сектора усомнились, что создание еще одной структуры с частичными функциями регулятора будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования банковской системы. Также отмечалось, что создание СРО приведет к увеличению административной и финансовой нагрузки на кредитные организации, а передача СРО полномочий по ликвидации кредитных организаций несет прямую угрозу правам кредиторов и клиентов - могут возникнуть неоправданные риски при передаче СРО информации, составляющей служебную и банковскую тайны.
На сегодняшний день особого рвения создавать на банковском рынке СРО у представителей отрасли также не отмечается. Чего нельзя сказать о ЦБ. Полтора года назад в России был принят закон о СРО на финансовом рынке, который поддерживал Центральный банк России. Он предполагает введение обязательного саморегулирования в 16 отраслей. Более того, институт фигурирует в разработанных ЦБ Основных направлениях развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов. Документ, который был разработан Банком России впервые в качестве единого регулятора финансового рынка, содержит описание запланированных действий по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочный период. В нем, в частности, отмечается, что ЦБ «стремится к развитию системы регулирования финансового рынка, основанной на принципах стимулирования добросовестного поведения финансовых организаций при обеспечении эффективности и соразмерности мер, применяемых в качестве реакции на их недобросовестное поведение». Регулятор полагает, что такой подход в регулировании имеет предупредительное воздействие в отношении появления новых правонарушений и будет снижать стимулы для использования недобросовестных практик на российском финансовом рынке эффективнее, чем система регулирования, предполагающая наложение существенных механических ограничений, усложняющих ведение прежде всего законного бизнеса.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru