С 1 сентября в ГК РФ вступят в силу изменения, связанные с новыми субъектами права - саморегулируемыми организациями
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) – это не догма, что подтверждают периодически вносимые в него изменения. 1 сентября в ГК РФ вступят в силу очередные изменения, связанные с новыми субъектами права - саморегулируемыми организациями.
Новации появились в Федеральном законе от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ (далее 99-ФЗ) - изменения внесены в главу 4 «Юридические лица» части первой ГК РФ и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов Российской Федерации.
В частности, пункт 3 статьи 49, в который добавили положение о членстве в СРО и свидетельстве о допуске, теперь звучит так: «Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ".
В предыдущей редакции ГК РФ этот пункт был более упрощенным, без саморегулируемых организаций, и трактовался так: «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц».
Пункт 3 статьи 50 также включил в себя саморегулируемые организации и изложен в следующей редакции:
«Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты».
В ГК РФ редакции 1994 года 3 пункт статьи 50 звучал следующим образом: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».
И, наконец, изменен пункт 3 статьи 61. «Ликвидация юридического лица».
«3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией».
В предыдущей редакции в данной статье отсутствовало понятие саморегулируемая организация, и она звучала следующим образом: «3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица».
Отметим, что российское законодательство регулярно вносит изменения, касающиеся нового института регулирования, в различные федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе приоритетные, как Гражданский кодекс. Данный факт свидетельствует, что саморегулирование становится важной и неотъемлемой частью нашего общества и экономики.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru