Саморегулирование вошло в стратегию развития торговли в России
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров утвердил Стратегию развития торговли в РФ на 2014-2016 годы и период до 2020 года. Целями стратегии являются развитие многоформатной торговли, снижение административных барьеров и стимулирование предпринимательской инициативы.
«Должны быть созданы такие условия, чтобы у предпринимателей были равные возможности для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса вне зависимости от торгового формата», – отметил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
При разработке стратегии учтены мнения федеральных органов исполнительной власти, экспертного, профессионального сообщества, замечания и предложения, поступавшие в ходе многочисленных публичных обсуждений проекта.
Реализация стратегии позволит отечественным товаропроизводителям иметь диверсифицированные, а главное, доступные каналы сбыта продукции, что является необходимым условием импортозамещения.
Данная задача будет решаться путем усовершенствования механизмов саморегулирования отрасли, развития малых и мобильного форматов торговли.
Реализация Стратегии осуществляется в два этапа. Стимулирование развития саморегулирования в торговле вошло в первый из них (2014 – 2016 г.г.), наряду внесением изменений в нормативные правовые акты, разработкой методологических документов и рекомендаций, модернизацией информационных ресурсов о торговле, наблюдением за состоянием и развитием отрасли, инфраструктурными преобразованиями для подведения итогов реализации первоочередных мер, при необходимости – корректировки целевых индикаторов, формирование системы КПЭ органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, разработка мероприятий на 2017 – 2020 г.г.;
Во второй этап (2017 – 2020 г.г.) включено: реализация мероприятий, обеспечивающих достижение скорректированных целевых индикаторов, завершение формирования инфраструктурных преобразований.
В стратегии отмечается, что основными не регуляторными механизмами и способами создания условий для развития конкуренции являются содействие процессам саморегулирования, применение протекционистских мер, согласующихся с обязательствами Российской Федерации в связи с участием в различных международных интеграционных объединениях. В случае неэффективности таких мер либо недостаточности существующих условия для развития конкуренции в отрасли будут обеспечиваться путем введения соответствующего правового регулирования.
Также по мнению Минпромторга посредством использования механизмов саморегулирования целесообразно выполнить задачу контроля за отношениями крупных торговых сетей с поставщиками и производителями, чтобы они выстраивались на условиях нормальных добросовестных практик: без навязывания неблагоприятных для производителей условий сотрудничества и без злоупотребления правом стороной, более сильной с рыночной точки зрения.
Саморегулирование является одинм из важных направлений развития, которые позволят достичь разнообразия торговых форматов и формирования нормальной конкурентной среды, говорится в стратегии. Развитие этого механизма, взаимодействия СРО, объединяющих ключевых представителей сфер бизнеса, связанных с производством и реализацией потребительских товаров, не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами регулировать эти процессы, отмечают авторы. При чем это развитие прежде всего важно в крупном сетевом ритейле, элементом этого процесса является внедрение добросовестных практик во взаимоотношения торговых сетей и их поставщиков (производителей).
Правовая основа для реализации саморегулирования взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, созданная в статье 12 Закона о торговле, была реализована в декабре 2012 г. в форме Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. В августе 2013 г. в рамках реализации положений Кодекса была сформирована Комиссия по применению указанного Кодекса, что фактически означает переход на следующий уровень саморегулирования отношений между торговыми сетями и производителями (поставщиками) товаров. Составители стратегии отмечают, что в условиях демонстрируемой крупнейшими представителями отрасли готовности без вмешательства государства формировать добросовестные торговые практики, роль федеральных органов исполнительной власти сводится к анализу эффективности реализации выработанных отраслью инструментов самоограничения, а также контролю за тем, чтобы использование данных инструментов не способствовало трансформации предусматриваемых федеральным законом запретов и ограничений в допустимые торговые практики.
«Несмотря на практическую реализацию статьи 12 Закона о торговле, саморегулирование, отвечающее юридическим признакам, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в отрасли не реализовано – саморегулируемые организации, отвечающие установленным его нормами требованиям и критериям, в торговле не функционируют. Представляющие организации торговли различных форм и форматов торговой деятельности союзы и ассоциации, выполняющие функции, сходные с саморегулированием, тем не менее, не принимают на себя обязательства и реализацию прав, предусмотренных Федеральным законом, по ответственности перед государством за своих членов», – говорится в ней.
Введение институтов саморегулирования является обязательным элементом развития экономики, основанной на рыночных, а не директивных началах, на добровольном введении операторами рынка ограничений и правил надлежащей предпринимательской практики и заключении вследствие этого социального договора с государством о минимальном вмешательстве в такую деятельность, считают авторы документа.
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru