Система СРО будет бороться с демпингующими компаниями и коммерческими СРО
Присутствовавшие на состоявшейся в Петербурге международной строительной конференции посоветовали государству внести поправки в закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Строительное сообщество, уже который год твердит о дырах в законодательстве, благодаря которым неблагонадежные предприятия выходят на рынок и подтасовывают итоги конкурсов.
Полным ходом идет организация конкурса, оговаривается цена, чтоб затем участник конкурса заявил о том, что он может взяться за строительство по, вдвое урезанной цене и сдать объект в обещанные СРОки. Для более детального представления, разберем ситуацию на примере с прокладкой дорожного покрытия. Для того чтобы минимизировать стоимость прокладки дороги в 2 раза, строительная компания будет использовать вдвое меньше материала, как следствие дорога будет вдвое тоньше, технологии будут нарушены, в результате пострадает качество покрытия. Ефим Владимирович Басин охарактеризовал ситуацию известной фразой: «Скупой платит дважды» - сказал он.
Сейчас на рынке орудует огромное количество предприятий, существующих за счет получения прибыли от участия в демпинге конкурсов и тендеров. Один из предпринимателей присутствовавший на прошедшей встрече рассказал о том, что его предприятие участвовало во множестве конкурсов и тендеров, однако в 50 процентах случаев от других участников поступали предложения о покупке либо продаже победы.
Министерство регионального развития и Государственная дума РФ решительно настроены на внесение изменений в нынешнее законодательство. Для начала необходимо перевести систему организации конкурсов в двухфазный режим. Вначале будет проходить выбор потенциальных подрядчиков, способных справиться с проектом, а затем будет наступать вторая фаза, для осуществления которой государство должно прописать в законах и обозначить сам термин «Деминг», на западе это сделано еще много лет назад. Таким образом, во второй стадии проведения конкурса все наиболее дорогие и дешевые варианты будут отсеиваться, а во внимание приниматься лишь «золотая середина». Басин Ефим Владимирович, президент НП СРО «МОС», президент НОСТРОЯ полностью согласен с таким вариантом.
В тоже время, надо заметить, что никто не говорит об отмене закона №94. Участники стройотрасли не отрицают благотворного влияния данного законопроекта на развитие здоровой конкуренции. Но при этом закон нуждается в тщательной доработке и детальном пересмотре.
ФАС и Министерство экономического развития не разделяют убеждений строительного сообщества и считают внесение поправок в закон №94 малоэффективным средством борьбы против мошенничества и демпинга конкурсов. Президент НОСТРОЯ убежден в том, что впереди у строительного сообщества и вышеупомянутых органов предстоят серьезные дискуссии по этому вопросу.
А параллельно проходивший II Всероссийский съезд СРО в строительстве выявил необходимость во внесении изменений в ряд пунктов закона №148-ФЗ. Действующая редакция закона дает возможность недобросовестным партнерствам проходить на рынок и откровенно торговать свидетельствами о допусках к работам. Интернет пестрит объявлениями о продаже допусков СРО и вступлении в саморегулируемые организации за смехотворные суммы без каких-либо взносов и проверок.
Как заявляет В.Семененко, председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга, количество коммерческих СРО растет в геометрической прогрессии. Некоторые саморегулируемые организации умудряются за несколько месяцев выдать свидетельства СРО тысячам фирм и предприятий, что интересно при проведении дальнейших расследований, оказывается, что по указанным адресам нет никаких компаний.
По мнению Петербургского Общественного совета по вопросам координации деятельности строительных саморегулируемых организаций, спекуляция свидетельствами СРО ставит под удар саму концепцию саморегулирования и превращает саморегулирование в бизнес.
Участники строительного рынка уже работают в направлении искоренения проблемы торговли разрешениями СРО, в планах изменения законодательства в угоду исчезновения коммерческих СРО и изъятие купленных свидетельств СРО у недобросовестных компаний.
Также саморегулирование в строительстве столкнулось с проблемой страхования гражданской ответственности. Недобросовестные страховые агентства предлагают участникам строительного рынка страховые полисы с минимальной страховой суммой, которая на деле не покрывает никакого ущерба и приобретается лишь «для галочки». Подобные страховые агентства реализовывают огромное количество страховых полисов, а впоследствии скрываются с деньгами строителей. Вопросом налаживания системы страхования гражданской ответственности уже занимается ВСС, проблема требует незамедлительного решения.
Саморегулирование нуждается в тщательной доработке, выявленные проблемы способны повлечь за собой непоправимый урон, чего допускать ни в коем случае нельзя. Спасение системы СРО в стройотрасли лежит через принятие многочисленных поправок нынешнего законодательства.