СРО - важный шаг на пути развития российского кино
21 февраля в Москве, в элитном отеле «Ритц Карлтон», в рамках Всероссийского форума «Кино России 2020» состоялась V конференция «Kино России: саморегулирование и социально-нравственная ответственность», на которой в форме дискуссии представители ведущих кинокомпаний, научно-исследовательских и прокатных компаний обсуждали вопрос о необходимости создания саморегулирующих организаций (СРО) в киноиндустрии. В полемике сошлись сторонники и противники СРО.
Напомним, Федеральный закон Российской Федерации № 315-Ф3 «О саморегулирующихся организациях» от 1 декабря 2007 года успешно осуществляется во многих отраслях. Теперь, по рассуждениям значительного числа участников форума, очередь дошла до кинематографа.
По их мнению, отечественная киноиндустрия выходит на новый этап развития - реализуются творческие, образовательные и инфраструктурные проекты, и можно говорить о том, что отрасль становится все более самостоятельной и зрелой.
Но в последнее время отечественная кинопродукция и кинопрокат все чаще подвергаются критике, как со стороны киносообщества, так и со стороны общества в целом. Объектом критики становятся нравственные критерии кино- и телепродукции.
Много нареканий и к кинопрокату за низкое качество оказываемых им услуг и отсутствие прозрачности деятельности. В частности, специфическими проблемами в кинотеатрах являются слепые лампы кинопроекторов, мертвые зоны кресел в кинозале, отсутствие настроек и фокусировки оборудования, примитивная репертуарная политика, завышенные цены билетов, отсутствие гибкой системы скидок.
В этой связи, считают представители киноиндустрии, назрела необходимость инициировать создание общих правил и стандартов, принятых как киносообществом, так и обществом в целом. То есть сформировать саморегулирующие организации, которые оформят и институционализируют взаимоотношения внутри киноотрасли и помогут ее дальнейшему развитию.
Выступавшие уверены, что только в объединении и синхронизации усилий возможно появление жизнеспособной, экономически эффективной, конкурентоспособной и творчески независимой национальной киноиндустрии.
По словам Олега Иванова, генерального директора компании «Movie Research», регулирование в кинематографической отрасли можно разделить на три вида: государственное (выдача прокатных удостоверений), рыночное (цены на билеты) и собственно саморегулирование (СРО отвечают за стандарты обслуживания, то есть качество услуг, сервиса – качественного донесения качественного конечного продукта до того зрителя, которому это продукт действительно нужен). Впрочем, список этот может быть расширен.
На конференции было сделано несколько очень здравых предложений. Например, ввести внутрииндустриальное сертифицирование кинотеатров, которое стало бы общепринятым, известным зрителям, чтобы можно было присваивать кинотеатрам звездочки. Тогда с помощью СРО кинотеатры станут серьезными высокотехнологическими организациями, которые гарантируют зрителю определенный уровень качества показа. Также кинематографическая СРО, если она зарегистрирована в качестве союза, способна заниматься разработкой кодекса профессиональной этики и экспертизой качества фильмов и многим другим.
Практически все участники дискуссии говорили, что конструктивный диалог с государством приветствуется, но пусть государственное влияние постепенно ограничивается. По закону, саморегулирующиеся организации имеют право на законотворческую деятельность. А помощи от власти в условиях динамично изменяющегося рынка ждать не стоит – надо надеяться на самих себя, - констатировал Сергей Сельянов, председатель Ассоциации кино- и телепродюсеров.
В то же время с помощью саморегулируемых организаций, как инструмента, можно отрегулировать самые острые проблемы киноотрасли: надо лишь разработать стандарты и правила, а также меры дисциплинарного воздействия за нарушение этих правил. Сертифицировать многие процессы в отрасли, заняться аттестацией кинотеатров – вот задачи для СРО.
По мнению большинства участников конференции, саморегулирование позволит очиститься от недобросовестных участников и не даст возможности монополизации рынка.
Генеральный продюсер Всероссийского Форума «Кино России – 2020» Эдуард Пичугин, говоря о создании саморегулируемых организаций, отметил: «Этот процесс в последние два года уже происходит в киноиндустрии, однако нуждается в форсировании, в создании СРО в других направлениях отрасли».
В резолюции, принятой по итогам конференции, подчеркивается, что создание СРО – актуальный вопрос, важный шаг на пути развития российского кино.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru