Страх, саботаж и глупость – причины, по которым не работает компфонд СРО
Накануне в Национальном объединении строителей состоялся круглый стол, посвященный вопросам обеспечения безопасности труда и имущественной ответственности организаций строительной отрасли. Модератором мероприятия выступил Председатель Комитета по страхованию и финансовым рискам строительного рынка НОСТРОЙ, председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс» Никита Загускин. Во встрече приняли участие представители Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), профессионального и страхового сообществ, а также представители саморегулируемых организаций строительной отрасли, в том числе посредством видеомоста.
Одним из рассматриваемых вопросов стала практика осуществления выплат из компфонда СРО в результате причинения вреда, а точнее причины, почему до таких выплат дело доходит крайне редко. Предваряя обсуждение проблемных моментов, заместитель начальника Управления Государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости Людмила Коваль представила статистику несчастных случаев. По данным Роструда, в 2015 году в России было отмечено снижение смертности на производстве на 27%. В строительстве количество смертей сократилось более, чем на треть (34%). В 2014-м на стройках погибло 565 человек, в прошлом - зафиксировано 373 летальных исхода. Одной из причин положительной динамики, по словам Коваль, стало усиление надзора как со стороны государственных органов, так и внутри организаций при непосредственном участии заинтересованных СРО.
Всего на сегодняшний день известно три случая выплат, которые были произведены после инцидентов на стройке. Одна выплата - в сумме чуть больше 40 млн рублей - стала следствием нарушения требований к проведению капремонта и последующего пожара. 7,5 млн рублей было выплачено из-за обрушения части небольшого строящегося здания. Третий случай довольно спорный. Был заключен муниципальный контракт, который оказался неисполненным так как подрядчик обанкротился. Дело прошло все инстанции вплоть до Верховного суда, который признал, что заказчику все-таки был нанесен ущерб. При этом он основывался не на 60-й статье Градостроительного кодекса ("Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения"), а на нормах 315-го ФЗ. Тем не менее, были произведены выплаты в размере более 5 млн рублей.
Интересные наблюдения о том, почему не работает система выплат из компенсационного фонда СРО в случае возмещения вреда, представил Ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев. На сегодняшний день 29 юристов Совета в 27 регионах занимаются сопровождением дел, связанных с несчастными случаями на стройке. В частности, представители организации выезжают на место происшествия для выяснения причин произошедшего.
По словам Афанасьева, первая причина, которая становится препятствием для выплат - это «огромное количество саботажников».
«После инцидента сначала пытается себя обезопасить бригадир. И нет такого бригадира, который сказал бы, что он этого работника не инструктировал, и что он направил его туда, откуда он упал», - рассказывает Ответственный секретарь Совета. - Начальник участка также искажает информацию, замалчивает причины. Далее идет работодатель, который тоже заинтересован, чтобы у него было поменьше проблем. А застройщик не очень-то верит, что в последующем сумму выплаты СРО ему перечислит. То есть саботирует и он», - резюмирует Афанасьев.
Вторым препятствием, которое встает на пути выплат, была названа наша судебная система. Как отметил Ответственный секретарь Совета, она становится проблемой даже если не было предварительного саботажа.
«Ничто другое не называется тяжбой, кроме судебной тяжбы. Год придется отдать только на райсуд. Поэтому судебная система даже при всем совпадении обстоятельств отнимет год жизни. В свою очередь, инспекции по охране труда, правоохранительные органы не могут работать оперативно при недостатке информации, поступающей от саботирующих на каждом этапе», - продолжает представитель Общественного совета по развитию саморегулирования.
Но самыми главными «незаинтересованными» лицами, как не парадоксально, были названы сами потерпевшие или родственники погибших. Иногда близкие совсем не знают о том, чем занимался погибший, а мать не в курсе где работал ее сын. Часто это происходит по территориальной причине. В пример этому заявлению Афанасьевым был приведен смертельный несчастный случай, произошедший на стройке в Башкортостане. У убитой горем матери, которая проживает в Ростове, не оказалось средств на адвоката. В результате она согласилась на отступные в размере 100 тыс. рублей. Дело на этом было закрыто. Напомним, Статья 60 ГК РФ устанавливает, что в случае смерти потерпевшего сумма компенсаций сверх возмещения вреда равняется 3 млн руб.
В девяти случаях из тех, что пришлось рассматривать юристам Совета, пострадавшие по своей воле отказались от претензий к работодателям. Часто это происходит потому, что они не хотят портить отношения с работодателем и терять работу. В лучшем случае пострадавший подписывает отказ от претензий и получает за это 50 тысяч рублей. Или идет на больничный с выплатой 2/3 оклада. В свою очередь, подрядчик, по словам Афанасьева, не сообщает об инциденте так как не хочет портить отношения с застройщиком, от которого ему поступают заказы.
Таким образом, продолжает специалист, СРО зачастую просто не проинформировано о произошедшем. А если информация и доходит - начинаются новые круги ада, так как все детали необходимо проверять заново. В связи с этим, продолжает эксперт, чтобы средства все-таки доходили до потерпевших или родственников погибших, необходимо сокращать цепочку участвующих в деле.
«Ситуацию, при которой происходит искажение информации, ни Минтрудом, ни Нацобъединением нам не сломать. Никто не признается, что он во всем виновен и готов сесть в тюрьму - мы не дождемся такого от людей. Наше предложение - надо сокращать цепочку. Надо организации-подрядчику, где погиб человек, обращаться непосредственно в СРО. Либо потерпевшему и родственникам погибшего. До нас, до СРО, информация не доходит. В итоге саморегулирование работает не в полном объеме - только собирает деньги, а раздать не может даже при всем желании», - считает Секретарь Общественного совета.
Никита Загускин, в свою очередь, рассказал, что в НОСТРОЙ данные о происшествиях от Федслужбы поступают, но без ИНН и ОГРН компании, на чьей стройке произошел несчастный случай. То есть не всегда можно идентифицировать СРО, в которой подрядчик состоит. Тем не менее, взаимодействие с партнерствами все же происходит.
«Часть СРО реагирует [на обращения НОСТРОЙ] - проводит проверки. Небольшая часть партнерств не имеют внутренних документов на проведение проверки, либо вообще их не проводят. Проблемы с необходимостью проводить такие поверки устраняются законопроектом, который разработан Ростехнадзором. В нем говорится, что в СРО должен быть принят такой документ и будет введена обязанность рассматривать обращения Нацобъединения. Также НОСТРОЙ планирует наладить взаимосвязь с Федеральной службой труда и договориться о делегировании руководителей СРО в состав комиссий, расследующих несчастные случаи», - поделился он планами Нацобъединения.
Продолжила тему Советник руководителя проекта Академии НОСТРОЙ Ольга Айрапетова, которая рассказала о положительных результатах взаимодействия НОСТРОЙ и СРО. В 231-й саморегулируемой организации (Ассоциация строительных компаний Саморегулируемая организация «Высотный Строительный Комплекс») зафиксирован факт исключения члена СРО по результатам проверки, проведенной после письма из НОСТРОЙ. Руководители СРО № 39 (Саморегулируемая организация Ассоциация строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс») издали приказ о предоставлении в рамках ежегодных проверок отчетности по несчастным случаям на производстве. На заседании совета СРО № 122 (СОЮЗ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ГИЛЬДИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ») принято решение о повышении требовательности руководителей и инженерно-технических работников по охране труда. Таким образом, отмечают в НОСТРОЙ, пока законодатели думают и решают что сделать для сокращения количества несчастных случаев - СРО самостоятельно предпринимают шаги, чтобы сократить печальную статистику.
В завершение круглого стола представитель Роструда Людмила Коваль призвала всех своевременно сообщать о фактах нарушения трудового законодательства и подчеркнула, что на ближайшем ежемесячном селекторном совещании с руководителями территориальных органов будет озвучено предложение о повышении информированности населения по ключевым вопросам, связанным с их правами, а также правами родственников пострадавших при наступлении несчастных случаев.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru