Строительные СРО и электронные аукционы
11 ноября 2010 года на заседании Совета НОСТРОЙ было рассмотрено письмо на имя главы ФАС Игоря Артемьева под названием "О существенных разногласиях по вопросам нормотворческой деятельности в строительной отрасли". В письме говорится, что перевод строительных господрядов на электронные аукционы может привести к снижению безопасности объектов, и предлагается поправками в закон о размещении заказов для госнужд предоставить госзаказчику право проводить, как и прежде, конкурсы на размещение государственных строительных подрядов.
По словам члена Совета НОСТРОЙ Владимира Бланка, не все члены Совета разделяют эту позицию. "Мы категорически не поддерживаем поправки, предложенные отдельными членами Совета НОСТРОЙ, представляющими крупные корпорации, - заявил Бланк,- так как эти поправки направлены на защиту интересов крупных компаний и закрывают путь для развития малых и средних. Кроме того, эти поправки коррупционны, так как создают новые механизмылоббирования. Мы полностью поддерживаем намерение президента и председателя правительства перевести размещение строительных господрядов на электронные аукционы".
Он напомнил, что президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин объявили войну с коррупцией в стране. А как раз сохраняющаяся возможность проведения конкурсов при отборе подрядчиков для государственного строительства является одним из самых коррупционных механизмов в экономике. Дело в том, что на конкурсах госзаказчик может выставлять дополнительные критерии оценки при отборе подрядчика и таким образом есть возможностьпередачи господряда на строительство "аффилированным компаниям" в ущерб конкуренции. На электронном аукционе окончательный отбор подрядчика происходит по критериям цены. Выигрывает тот, кто предложил меньшую цену на подряд. При этом важно, что неквалифицированные подрядчики на аукцион не попадают. На аукционе конкурируют между собой уже квалифицированные подрядчики, отвечающие требованиям госзаказчика, способные выполнить заказ.
Поскольку перед тем как попасть на аукцион, они проходят жесткий предквалификационный отбор, порядок которого подробно описан в действующем законе о госзакупках. Поэтому безопасность строительства электронные аукционы не снижают, а вот коррупцию снижают существенно. Владимир Бланк заявил, что необходимо проработать новый раздел в ФЗ 94,учитывающий специфику строительства, ввести четкие критерии принятия решения, учитывающие специфику строительства, а также типовую форму конкурсной и контрактной документации и дать возможность заказчику самостоятельно определять форму размещения заказа - конкурс или аукцион.
Бланк отметил, что в Совете НОСТРОЯ имеется письмо ФАС со всеми разъяснениями. И там, кстати, ФАС прямо указывает, что предложение сохранить конкурсы прямо срывает все планы президента и премьера по борьбе с коррупцией. Кроме того, член Совета НОСТРОЙ Бланк отметил, что коррупционные конкурсные механизмы при размещении госзаказов на строительство абсолютно неприемлемы в условиях, когда президент и премьер объявили курс на "инфраструктурную модернизацию".
Вчера, например, появилась новость о том, что правительство собирается давать максимальные госгарантии под облигации, выпускаемые под одобренные правительством инвестиционные проекты, а также по облигациям и кредитам по тем же инвестпроектам. Это дает возможность крупным строительным компаниям, в основном реализующим крупные дорожные строительные проекты, получить госгарантии, а иными словами поддержку государства, по"инфраструктурным" проектам на сумму 150,5 млрд руб. Понятно, что все это несовместимо с сохранением коррупционных механизмов отбора подрядчиков в этих проектах.
Владимир Бланк заявил, что удовлетворен решением Совета НОСТРОЙ не поддерживать предложенные поправки и переработать их с учетом задач, поставленных президентом и премьером. Для реализации этой цели будет создана рабочая группа под руководством Мартина Шаккума.
Депутат Государственной Думы и член Совета НОСТРОЙ Виталий Южилин также поддержал создание рабочей группы во главе с Мартином Шаккумом по доработке поправок в закон о госзакупках. Депутат отметил чрезвычайную важность этого закона. "Очень важно учесть в этих поправка позиции всех сторон". "Очевидно, что рассматриваемый Советом проект поправок – слишком примитивный механизм для решения очень сложной задачи. Я поддерживаю предложение Шаккума разработать специальную главу в 94-фз, учитывающуюособенность и сложность размещения госзаказа в строительстве. Мы должны создать механизмы, являющиеся одновременно антикоррупционными, антимонопольными и учитывающие лучший мировой опыт", заявил депутат.