1. Главная
  2. Новости
  3. Точка зрения НП СРО «Сахалинстрой»: Некоторые итоги V Всероссийского Форума саморегулируемых организаций
Новости

149

Точка зрения НП СРО «Сахалинстрой»: Некоторые итоги V Всероссийского Форума саморегулируемых организаций

 Точка зрения НП СРО «Сахалинстрой»: Некоторые итоги V Всероссийского Форума саморегулируемых организацийГенеральный директор Некоммерческого партнерства «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозолевский принял участие в V Всероссийском Форуме саморегулируемых организаций, прошедшем под патронатом Российского союза промышленников и предпринимателей 20 марта. Помимо РСПП на площадке юбилейного Форума собрались представители Государственной Думы РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства строительства и ЖКХ России, Открытого Правительства, Национальных объединений, Торгово-промышленной палаты, Комитета гражданских инициатив и многие другие. К сожалению, представители непосредственно саморегулируемых организаций строителей, в особенности из субъектов Российской Федерации, в работе Форума практически не были представлены.
Меж тем, для полноты картины текущего состояния саморегулирования, в особенности в сферах с обязательным членством, не хватало мнений именно представителей и членов саморегулируемых организаций – тех, кто являются непосредственными участниками процессов саморегулирования.
Как в ходе пленарного заседания отметил Алексей Кудрин, возглавляющий сегодня Комитет гражданских инициатив, СРО задумывались как субъекты общественного развития и контроля, и эту задачу пока не выполнили, а напротив – сами постепенно превращаются в бюрократические структуры. Множество похожих оценок, свидетельствующих о фактически неоправданных надеждах, возложенных на институт саморегулирования, дал целый ряд выступающих. К сожалению, руководители некоторых Национальных объединений разного ранга, не проанализировали в своих выступлениях процессы именно становления саморегулирования, как инструмента развития гражданского общества, а чаще только парировали докладами о результатах работы в областях стандартизации и аттестации.
Те же сильные, по мнению НОСТРОЙ, стороны представители Объединения развили в докладах на круглом столе по теме: «Особенности и проблемы саморегулирования в строительстве». Несмотря на четко обозначенную формулировку темы встречи, особенности и проблемы саморегулирования, докладчики не освятили, акцентировав внимание публики на отчетных результатах НОСТРОЙ, к коим были отнесены общее количество разработанных стандартов, количество СРО, присоединившихся к ним и результаты работы по аттестации специалистов, особенно в центрах, работающих на коммерческой основе. Строго говоря, аттестация специалистов, как и повышение квалификации, существовали и до института саморегулирования и, поэтому, напрямую это не является достижением саморегулирования, при котором, по нашему мнению, эти процессы приобрели более уродливые и более организованные формы коммерциализации.
Приблизиться к заявляемой теме круглого стола и отойти от формата отчетного мероприятия удалось лишь в ходе прений, когда трибуна была предоставлена всем желающим. В их числе выступил Генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, который акцентировал внимание собравшихся на том, что в ходе Форума никто так и не обозначил цели создания и работы саморегулируемой организации. Дискуссия сегодняшнего дня все чаще ограничивает амплитуду действий саморегулируемых организаций стандартами по нормам Федерального закона о техническом регулировании.

Незаслуженно забытыми остаются такие основополагающие задачи СРО, как:
- Защита законных прав и интересов своих членов;
- Недопущение недобросовестной конкуренции;
- Ограничение допуска на рынок неквалифицированных и недобросовестных производителей товаров (работ и услуг);
- Удовлетворение потребностей потребителей в качественных товарах (работах и услугах);
- Постепенное и более широкое замещение функций государственных структур.

Не рассмотрены общегосударственные цели развития саморегулирования, как важнейшего инструмента построения гражданского общества в Российской Федерации, а построения саморегулируемых организаций, как столпов гражданского общества, на что указывает Президент России В.В. Путин.За пределами внимания докладчиков остался вопрос становления и развития саморегулируемых организаций, как одного из приоритетных направлений административной реформы, на что нацелены положения Указа Президента России от 23 июля 2003 года № 824 и последующие постановления и распоряжения Правительства РФ, принятые в развитие этого Указа.
Что касается реформирования административной системы, то не следует забывать, что передача СРО функций государства по выдаче допусков на выполнение работ и контроль членов СРО в части их соответствия, является только первым этапом, за которым, в случае, если саморегулирование в сфере строительства, оправдает возложенные государством надежды, должны следовать и другие функции.
Вместе с тем, не вызвало возражений собравшихся заявление Валерия Мозолевского о необходимости придания базового статуса закону № 315 о саморегулируемых организациях. Для этого закон нуждается в серьезной доработке в направлении объединения становления саморегулирования для всех сфер экономики.
Также докладчик отметил о необходимости строгого соблюдения положений 315-ФЗ, что значит – быть в первую очередь реальной саморегулируемой организацией, и только потом, доказав право называться СРО в истинном смысле, получить делегированные государством права. Именно такая последовательность предусмотрена законом о саморегулируемых организациях.
В своём выступлении Валерий Мозолевский заявил, что члены НП СРО «Сахалинстрой» выступают за реальное саморегулирование и за принятие максимально полного закона о системе саморегулируемых организаций или Федерального закона «О саморегулировании в Российской Федерации», который должен быть без исключений. Специальные законы в отдельных отраслях экономики должны только дополнять общий закон, а не изменять его.Однако на практике, как подчеркнул выступающий, пока все это чаще сводится к формализму и вывеска СРО является на сегодня ничем иным, как статусом, получить который при желании может любой, а при еще большем желании – в неограниченном количестве и в любой точке России. Реестры Национальных объединений с обязательным членством регулярно пополняются все новыми членами. В этом и заложена причина неэффективности всех новых рычагов НОСТРОЙ по воздействию на недобросовестных, по мнению Совета НОСТРОЙ, членов. Напомним, что пусть не единственным, но немаловажным критерием недобросовестности в глазах Национального объединения строителей является несвоевременная уплата членских взносов, что опять же не имеет прямого отношения к реальному саморегулированию. Именно поэтому, восторженные заявления о первой ликвидации СРО, с абсолютно номинальной деятельностью при невозможности в течение длительного времени найти ни генерального директора, ни членов Правления (и это при реальном Координаторе СРО Федерального Округа и при реальных вице-президентах НОСТРОЙ), нельзя серьёзно воспринимать как реальное начало борьбы за чистоту рядов.

Уличенным в недобросовестности коммерческим организаторам ликвидируемых СРО сейчас ничего не мешает организовать еще одну-две квази-саморегулируемых организаций и продолжить обогащение на продаже свидетельств о допусках на всей территории России от Калининграда до Анадыря. В этом бизнесе у них есть большой опыт, который, до настоящего времени, никем не преследуется, и не запрещается. При этом, непонимание того, что истоки коммерциализации необходимо искать в несовершенстве структуры построения саморегулирования в сферах с обязательным членством, препятствуют принятию действительно результативных мер для устранения этого дискредитирующего саморегулирование явления.
В свою очередь, мотивация на открытие новых СРО постоянно растет – квази-саморегулирование продолжает оставаться сверхприбыльным бизнесом, приносящим поистине баснословные средства. Валерий Мозолевский объяснил, что каждый новый член для квази-СРО – это источник постоянной пассивной прибыли, который ежемесячно на протяжении всего срока членства будет отчислять членские взносы, при этом не требуя никаких затрат – проверки, аттестация и повышение квалификации специалистов проводятся исключительно формально, и притом, в дальнейшем и за это члены им будут платить. Куда они денутся?
Кроме того, как заявил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский, существуют веские основания полагать, что у определенного количества СРО в сфере строительства компенсационный фонд существует только на бумаге. При этом, почему-то этот вопрос мало волнует проверяющих из существующих контролирующих органов, в том числе, и НОСТРОЙ.
Учитывая, что развитие саморегулирования в отраслях экономики является одним из пяти приоритетов развития административной реформы, что было закреплено в 2003 году Указом Президента, в развитие этого поручения необходима разработка перечня индикаторов результативности реализации планов административной реформы по всем пяти направлениям ее проведения.
Пока никакие индикаторы становления и развития саморегулируемых организаций, в том числе и в субъектах Федерации, не определены. Исполнение этих индикаторов, а не бодрые отчеты на отстраненные темы и не оптимистичные заявления о «состоявшемся саморегулировании» должно являться реальной и объективной оценкой нынешнего состояния саморегулирования в России, как реального элемента реформирования административной системы в России.
Валерий Мозолевский подчеркнул, что никто из выступающих не затронул вопрос о том, как саморегулирование в строительной сфере деятельности развивается в субъектах Российской Федерации. Важно отметить, что Постановления Правительства РФ, вышедшие в развитие Указа Президента, закрепили создание и состав Правительственной комиссии и рабочих групп по направлениям для проведения административной реформы и аналогичных комиссий во всех субъектах Федерации. В состав этих комиссий должны войти представители саморегулируемых организаций в областях экономики, однако, до сегодняшнего дня дирекции НП СРО «Сахалинстрой» неизвестно о подобных прецедентах в субъектах Федерации. Ровка, как и нет информации есть ли заключение или отзыв Правительственной Комиссии на все выпуски «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» Министерства экономического развития РФ.
По нашему мнению, административная реформа проходит без участия СРО, а Концепция совершенствования механизмов саморегулирования – без содействия и участия со стороны Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Такие выводы можно было сделать по результатам круглого стола, непосредственно посвященного Концепции совершенствования саморегулирования. При представительном и высокопоставленном круге участников к работе на площадке V Форума саморегулируемых организаций, основной темой которого стало обсуждение Концепции Минэкономразвития, не был приглашен Председатель комиссии Правительства РФ по проведению административной реформы. Судя по списку рассылки для ознакомления и представления мнений по текущей редакции, Концепция не была направлена в Комиссию по проведению Административной реформы при Правительстве РФ, что говорит в лучшем случае о несогласованности действий, а в худшем – об игнорировании недооценки роли развития системы саморегулируемых организаций в проведении административной реформы.

Важной особенностью Форума стало то, что с высокой трибуны, практически ни разу не был произнесен термин «коммерциализация саморегулирования» или «коммерческие, офшорные саморегулируемые организации». Сложилось впечатление, что, возможно, самая острая проблема реального становления и развития саморегулирования с обязательным членством, в особенности – в строительстве, преднамеренно замалчивается. Ощущение только укрепилось после выступлений представителей Национальных объединений, которые по логике, должны быть самыми осведомленными в этом вопросе спикерами. К сожалению, причины и признаки коммерциализации саморегулирования и тотальная продажа свидетельств о допусках в строительной отрасли, хоть и была упомянута, но в выступлениях лидеров мнений так и осталась за скобками анализа.
До сих пор вызывает множество вопросов тот факт, на каких данных формировался документ в текущей редакции, если в нем практически полностью отсутствует анализ сегодняшнего фактически тотального распространения коммерциализации в областях саморегулирования с обязательным членством. Следствием стало то, что в Концепции отсутствуют предложения и результативные механизмы пресечения коммерциализации саморегулирования.С подачи Виктора Плескачевского перечень из 51-го признака коммерциализации саморегулируемых организаций, разработанный НП СРО «Сахалинстрой», предложен для создания базового перечня, в первую очередь, Советами Национальных объединений в строительной сфере деятельности и на крупных общественных площадках.
Перечень признаков коммерциализации был представлен НП СРО «Сахалинстрой» в составе аналитического материала «Анатомия системы саморегулирования», который в начале 2015 года был направлен в качестве практической оценки степени и причин коммерциализации саморегулирования в области строительства. На момент проведения V Всероссийского Форума саморегулируемых организаций значительная часть участников уже успела ознакомиться с документом и не выразили возражений по его составу.
Учитывая неугасающую актуальность поднимаемой проблемы, в НП СРО «Сахалинстрой» выражают надежду на то, что результаты Форума смогут побудить Совет НОСТРОЙ вернуться к рассмотрению предложений Валерия Мозолевского, представленные на заседания Экспертного Совета, прошедшего в середине декабря 2014 года в Государственной думе.

Пресс-центр НП СРО «Сахалинстрой»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Совет ТПП РФ по саморегулированию подведет итоги 2024 года
05.12.2024

Совет ТПП РФ по саморегулированию подведет итоги 2024 года

На повестке дня будут обсуждаться ключевые вопросы, касающиеся роли саморегулирования на рынке информационного бизнеса и взаимодействия с инфлюенсерами. Также будут рассмотрены вопросы стандартизации деятельности саморегулируемых организаций (СРО) строительной отрасли и подведены итоги работы Совета ТПП РФ за 2024 год.
НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по ЦФО
15.11.2024

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по ЦФО

20 ноября в Москве состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), зарегистрированных на территории Центрального федерального округа. Информация об этом появилась на официальном сайте НОСТРОЙ.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн