У поправок ЦБ и Минфина о саморегулировании лизинга появилась альтернатива
По данным «К», Минфини Центробанк раскритиковали альтернативный вариант поправок к закону «О лизинге»,разработанный депутатом от «Единой России» Евгением Шулеповым. Министерство имегарегулятор не согласились с рядом предложений, которые касаютсясаморегулирования отрасли и полномочий надзорного органа по контролю заучастниками рынка.
Инициированные Шулеповым поправки являются альтернативнойверсией законопроекта, принятого в первом чтении в январе 2019 года. Одобренныйпрошлой зимой документ был разработан совместными усилиями Министерствафинансов и ЦБ.
Согласно проекту Минфина и Банка России, регулироватьлизинговые компании должен ЦБ, а участникам рынка придется вступить в СРО и иметьсобственный капитал 20–70 млн рублей (в зависимости от активов). В законопроектеШулепова этих норм нет, а регулировать тех, кто попадет под надзор, долженфедеральный орган исполнительной власти, назначаемый правительством.
Как отметил сам Евгений Шулепов, принципиальное различиемежду двумя законопроектами заключается в том, кто будет регулировать лизинговуюотрасль.
«И Минпромторг, и Минэкономразвития считают, что это долженбыть не ЦБ, а именно Минэкономразвития, поскольку лизинг — это нечисто финансовый инструмент, а в нем участвует также имущественный комплекс, аэто уже сфера развития экономики, за что Банк России не отвечает», - отмечаетдепутат.
В свою очередь, Центробанк полагает, что усиление рисков влизинговом секторе, чей портфель на начало 2020 года приблизился к 5 трлнрублей, чревато потерей стабильности в финансовом секторе, поскольку основнымикредиторами лизингодателей являются банки и НПФ.
Саморегулирование в законопроектеМинфина и Центробанка
Законопроект №586986-7 был внесен в Госдуму Правительством РФ в ноябре 2018 года. Поправкиуспешно прошли первое чтение 22 января 2019 года.
ДокументМинфина и ЦБ предусматриваетобязательное саморегулирование на основании Федерального закона № 223-ФЗ «ОСРО в сфере финансового рынка» в отношении лизинговых компаний, напрямую иликосвенно связанных с государством, а также получающих меры государственнойподдержки.
Помнению авторов инициативы, создание СРО на лизинговом рынке будетспособствовать достижению следующих целей: защита и представление интересовзарегистрированных лизинговых компаний, разработка обязательных для субъектовлизинговой деятельности базовых стандартов, а также осуществление контроля засоблюдением членами СРО законодательства Российской Федерации и стандартов СРО.
«Разработкаи принятие СРО обязательных для ее членов базовых стандартов (которые являютсяальтернативой нормативному регулированию со стороны Банка России) предоставляетсубъектам лизинговой деятельности, напрямую или косвенно связанных сгосударством, возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевыепроблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля», -считают разработчики поправок.
Законопроект, предусматривает введение регулированиядеятельности лизинговых компаний, связанных с государством и получающих мерыгосударственной поддержки. Он относит лизинговые компании к числу некредитныхфинансовых организаций, регистрация которых будет происходить путем внесениясведений о них в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России.
Какотметили авторы законопроекта, вводимое регулирование обеспечит добросовестнуюпрактику и устойчивость лизинговых компаний. Для этого вводитсямониторинг субъектов лизинговой деятельности со сторонырегулятора, требования к собственным средствам (капиталу) и общие стандарты СРО.
Законопроектпозволит повысить информационную прозрачность лизингового рынка за счет учетасубъектов лизинговой деятельности в специальном реестре, а также за счет обязательногоаудита бухгалтерской (финансовой) отчетности лизинговых компаний.
Поведенческоерегулирование субъектов лизинговой деятельности планируется отнести, по большейчасти, на уровень СРО. В долгосрочной перспективе принятие законопроектапозволит снизить стоимость лизинга для нефинансового сектора, а также обеспечитприемлемое кредитное качество лизингового портфеля и эффективное управлениерисками через стандарты СРО.
«Вотличие от принудительной лицензионной модели, для которой характерно действиевсего спектра пруденциальных требований, для российского рынка лизингацелесообразно введение облегченной разрешительной системы регулирования», -отметили авторы поправок.
Такимобразом, на текущем этапе развития рынка лизинга законопроектом предполагаетсявведение разрешительной системы регулирования, основной целью которой являетсяконтроль доступа на рынок, мониторинг лизингового рынка со стороны регулятора иобеспечение общих стандартов лизинговой отрасли благодаря введениюсаморегулирования.
«Такимобразом, исходя из текущих задач, поставленных перед новой модельюрегулирования рынка лизинга, пруденциальные ограничения, действующие на другихфинансовых рынках (в отношении банков, НПФ, страховщиков и др.), в настоящеевремя нецелесообразны», - делают вывод авторы документа.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru