Юрий Рейльян: «Сегодня национальные объединения - ключевая фигура для принятия решения в жизни саморегулирования»
25 ноября 2014 года Официальный интернет-портал правовой информации опубликовал подписанный Президентом России закон № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Напомним, закон принят Государственной думой 14 ноября, одобрен Советом Федерации 19 ноября и подписан Президентом РФ 24 ноября 2014 года.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Рейльян прокомментировал содержание документа 25 ноября на объединительном съезде проектировщиков и изыскателей.
«Мы выдерживаем шквал критики и понимаем, что решения назрели и их надо принимать. Чтобы принимать качественно и осмысленно мы расширили права национальных объединений, законодатель нас поддержал. Докладываю, что 24 ноября текущего года эти изменения стали федеральным законом № 359. Президент их подписал. – сказал Юрий Рейльян. - Мы полагаем, что у саморегулирования появился механизм, который реализовывает не Министерство строительства, не Ростехнадзор или просто органы власти, а вы сами. И главная задача, для того чтобы нам двигаться дальше, было предоставить вам такое право.
Сегодня национальные объединения - ключевая фигура для принятия решения в жизни саморегулирования. Они принимают решения о выдаче заключения о включении в реестр саморегулируемой организации. Подчеркиваю, Ростехнадзор без заключения соответствующего национального объединения саморегулируемых организаций не принимает решения о внесении или об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Сегодня национальные объединения принимают решение о выдаче заключения при принятии решения об исключении саморегулируемой организации из реестра. Обращаю ваше внимание, что полномочия федеральных органов исполнительной власти не урезаны, мы ввели эти нормы, чтобы не группа чиновников, а сообщество могло высказаться по этому вопросу. В тоже время решение об исключении из реестра принимает федеральный орган, Ростехнадзор, и право ведомства принять во внимание заключение или не принимать. Законодатель решил, по этому вопросу в Госдуме были жаркие споры, о том, что если принимается решение, которое соответствует выданному заключению нацобъединения, такое решение принимается во внесудебном порядке. У нас есть аналоги в нормотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. Это очень ответственное решение.
С другой стороны, если нет заключения нацобъединения, рекомендующего исключить какую-то саморегулируемую организацию из реестра, то сохраняется судебный порядок, который существовал до принятия этих поправок. По нашему мнению, таким образом, права саморегулируемых организаций будут защищены.
Что еще важно? Министерство строительства настаивало на ведении единого реестра саморегулируемых организаций и их членов. Сегодняшняя практика такова, что эти реестры ведутся саморегулируемыми организациями. Это вопрос не столько контроля, сколько информированности общества о том, что происходит. Поэтому мы настаивали, и спасибо руководству всех нацобъединений, что этот вопрос вообще не дискутировался. Его поддержали все, в том числе Государственная дума, о том, чтобы реестры велись национальными объединениями. Форма реестра утверждается Ростехнадзором по согласованию с Минстроем. Обещаю, что эта форма будет предметом обсуждения, в том числе и с вами, потому что мы настаиваем, чтобы этот реестр был информативен, то есть туда будут заноситься все данные о саморегулируемых организациях, их членах, в том числе квалификационные признаки, которые получили оценку и были одобрены, когда саморегулируемая организация включалась в реестр, а также личные кабинеты по организациям. Для чего это делается? Это не полицейская мера, таким образом, мы хотим, чтобы заказчики знали о том кто вы на самом деле. Это публичная информация. И заказчик, получив доступ к ней, мог с данными содержащимися по конкретной строительной компании ознакомиться. Для нас это крайне важно.
Наконец, появится статистика, потому что мы движемся на ощупь эмпирическим путем. Мы не смогли ответить на запрос Счетной палаты достоверно, сколько членов саморегулируемых организаций сегодня в стране. Для этого я попросил время – сутки. Пересчитали, чтобы не ошибиться, а можно было просто нажать кнопку на компьютере. Мы будем просить нацобъединения предоставить Минстрою, как организации, которая контролирует нацобъединения, ключи, чтобы мы тоже вместе с вами могли работать с этим реестром. И соответственно подумаем вместе с вами, как поддержать программный продукт, чтобы он был реально информативен и качественен. Просьба поддержать, чтобы это были сквозные реестры, абсолютно одинаковые. Вы по факту разделены искусственно, а программный продукт и все остальное используется общее.
Я объяснял не суть закона, а то, как мы двигались и почему законодатель принял соответствующее решение. Закон подписан, поэтому обсуждать дальше надо не его нормы, а подготовиться к его исполнению», - подытожил Юрий Рейльян.
Саморегуляторы напряженно внимали пояснения замминистра, оценивая, как исполнение закона отразится на их СРО.
P.S.
На основании вышесказанного Ростехнадзор уведомил, что с 25.11.2014 прекращает прием документов от саморегулируемых организаций.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru