Валерий Мозолевский: Комитет НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве продолжит работу в прежнем активном режиме
Вопросы отсутствия информационной открытости деятельности Национального объединения строителей уже не раз становились поводом для обсуждения. Одним из самым важных и резонансных событий ушедшей недели стало не только проведение Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ -2015), но и неожиданное решение, принятое в ходе Совета НОСТРОЙ, прошедшего в рамках РИСФ, о досрочном сложении полномочий с инициатора создания и Председателя Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве Валерия Мозолевского. К сожалению, детальной информации об этом событии, получившем широчайший резонанс в кругах саморегулируемого сообщества, нет.
На официальном сайте НОСТРОЙ указано лишь, что инициатором внесения в повестку дня Совета вопроса о деятельности Комитета по конкурентной политике, а также о председателе Комитета, стал Леонид Хвоинский, который является генеральным директором СРО НП «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ» и который, лично, в указанный Комитет не входит.
Следует отметить, что ранее, в заседаниях Совета традиционно принимали участие председатели Комитетов НОСТРОЙ, однако Валерия Мозолевского на обсуждение деятельности возглавляемого им комитета, после дополнительного включения этого вопроса в повестку дня Совета, не пригласили, хотя он в это время принимал участие в работе РИСФ-2015. То, в каком русле прошло обсуждение о деятельности коллегиального органа без его руководителя, в пресс-релизе НОСТРОЙ не раскрывается.
Не лишним будет напомнить, что Комитет по конкурентной политике и закупкам в строительстве является самым молодым коллегиальным органом структуры НОСТРОЙ и, как неоднократно отмечалось, одним из самых активных и результативных. Организованный в середине 2013 года, Комитет с момента старта стал одной из самых продуктивных экспертных площадок. Следует отметить важную особенность заседаний этого Комитета – члены Комитета могли участвовать только лично. Участие в работе других лиц по доверенности не разрешалось. При этом заседания проходили абсолютно открыто. Как правило, в их работе принимали участие представители и специалисты по этому направлению из НОП и НОИЗ, а так же этот Комитет имел большое количество неформальных членов Комитета, которые принимали участие в работе Комитета с правом совещательного голоса.
Принципиальным решением, выдвинутым Председателем, было привлечение широкого круга ассоциированных членов – авторитетных экспертов в области конкурентной политики, в целях создания максимально компетентной площадки.
Важно отметить, что еще на этапе создания было принято решение сконцентрировать силы по исполнению поручения, данного руководству Национального объединения строителей заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком в 2011 году по разработке типовой формы контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства.
Консолидированное Валерием Мозолевским экспертное сообщество сумело вернуть из «дальнего ящика» многолетнюю и крайне необходимую для строительных организаций России задачу, и дать ход разработке Типового Контракта. Немаловажно, что начинать с нуля участникам Комитета не пришлось, поскольку Валерий Мозолевский безвозмездно передал проект Типового контракта на строительство, разработанный силами возглавляемой им саморегулируемой организацией – единственной СРО строителей Сахалинской области – НП СРО «Сахалинстрой». На суд экспертов Комитета поступил документ, который уже успешно применялся и применяется до сих пор на территории островного региона.
По аналогичному пути на площадку Комитета попали и другие документы, разработанные НП СРО «Сахалинстрой»:
1. Методические рекомендации по определению начальной (максимальной) цены контракта,
2. Проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях описания объектов закупок в строительной сфере (изыскания, обследование объектов, проектирование, строительство (реконструкция, капитальный ремонт) и строительный контроль со стороны заказчика».
При работе над этими нормативными документами специалисты НП СРО «Сахалинстрой» работали в тесном взаимодействии с Правительством Сахалинской области, региональным министерством строительства, минэкономразвития региона и службами технических заказчиков области и города Южно-Сахалинска.Пожалуй, самым значимым достижением работы возглавляемого Валерием Мозолевским Комитета является инициация и непосредственное участие в разработке законопроекта о подряда для государственных и муниципальных нужд.
На протяжении долгих лет Валерий Мозолевский в официальных письмах и публичных выступлениях обращался к властям всех уровней, парламентариям и непосредственно к руководству НОСТРОЙ, по вопросу содержания ст. 768 Гражданского кодекса, в которой содержится ссылка на закон, которого долгое время не существовало. Разработка законопроекта получила серьезную поддержку лишь с приходом нового Президента НОСТРОЙ Николая Кутьина, который не только поддержал устремления и доводы Валерия Мозолевского, но и возглавил процесс разработки этого законопроекта.
Следует также отметить, что при прежнем руководстве НОСТРОЙ эта идея хода так и не получила.Незадолго до рассматриваемого заседания Совета в рамках РИСФ прошел Круглый стол, посвященный рассмотрению текущей редакции законопроекта о подрядах для государственных и муниципальных нужд. В его рамках выступил и Валерий Мозолевский, который представил собственное мнение по представленным ключевым позициям будущего закона. До этого Валерий Мозолевский постоянно участвовал в работе рабочей группы под руководством Президента НОСТРОЙ Николая Кутьина по сопровождению разработки Концепции и разделов проекта этого Федерального закона. На каждом этапе разработки концепции законопроекта Валерий Мозолевский представлял разработчикам и членам рабочей группы свои экспертные мнения и предложения.
Существует предположение, что решение Совета НОСТРОЙ спровоцировала не столько активная и реальная деятельность Комитета, сколько серия материалов и публичных выступлений Валерия Мозолевского по вопросам становления и развития саморегулирования.
Регионализация саморегулирования в строительстве представляет собой эффективный механизм борьбы с коммерциализацией саморегулирования в строительной сфере, которая достигла сегодня угрожающих размеров. Нельзя исключать, что прямая критика в адрес НОСТРОЙ, свидетельствующая о его неэффективности в вопросах борьбы с коммерциализацией саморегулирования, задела за живое определенные круги заинтересованных лиц и подвигла многих членов Совета к принятию малообъяснимых решений, которые, сами по себе, и сам процесс принятия которых, далеки от идей саморегулирования, идей построения гражданского общества в сфере экономических отношений и далеки от положений Устава и Положения о Комитате НОСТРОЙ. При этом членам Совета НОСТРОЙ необходимо напомнить, что до настоящего времени Совет не утвердил регламент снятия с должности Председателей Комитетов НОСТРОЙ.
Следует отметить, что регионализация саморегулирования позволяет полностью устранить существующие причины и возможности коммерциализации СРО. Сама идея ничего принципиально нового не содержит, напротив, субъективизация саморегулирования многими рассматривается, как возвращение к истокам, а именно, к принципу построения органов власти, контроля, политических партий, общественных объединений в России. Вертикаль построения, при которой Национальное объединение консолидирует региональные подразделения сохраняется и применяется повсеместно. Исключением почему-то является только пролоббированное некими персонами – «отцами коммерциализации», саморегулирование в сфере строительства, где региональных границ их действий не существует. Это служит благодатной почвой для развития такого явления, как коммерциализация – прямая продажа свидетельств о допуске к работам и «охота» за членами СРО по всей России. Этим СРО некогда и незачем заниматься реальным саморегулированием.
Учитывая то, что строительство является отраслью, от которой напрямую зависит безопасность жизни населения России, Валерий Мозолевский неоднократно публично заявлял, что коммерциализация является прямой угрозой для безопасности Российской Федерации и дальнейшее замалчивание этой проблемы недопустимо.
Если решение Совета – это реакция на позицию Валерия Мозолевского по вопросу коммерциализации, то его можно классифицировать, как действие коммерческих межрегиональных (оффшорных) СРО на инициацию реальной борьбы с ними.
В любом случае, действия Совета говорят о нежелании слышать и выслушать аргументированную оценку нынешнего положения саморегулирования в сфере строительства, с которой выступает Валерий Мозолевский. Подобное неуклюжее решение Совета НОСТРОЙ уже спровоцировало активную массовую поддержку Валерия Мозолевского, что свидетельствует о том, что НОСТРОЙ по-прежнему «не видит пророка в своем Отечестве».Не лишним будет заметить, что ранее принципиальные взгляды Валерия Мозолевского уже расходились с мнением Совета НОСТРОЙ, когда глава сахалинского СРО был снят с поста Председателя Комитета по регламенту. По неофициальным данным тогда поводом для сложения полномочий также стала критика коммерциализации и неисполнения требований Федеральных законов одного из значимых руководителей СРО, которую также болезненно восприняли члены Совета НОСТРОЙ. Тогда, также без предварительного предупреждения Председателя Комитета НОСТРОЙ по регламенту, президентом НОСТРОЙ Ефимом Басиным был поставлен вопрос о якобы превышении Валерием Мозолевским полномочий.
Нынешний совет, к слову, также прошел при непосредственном участии уже почетного президента НОСТРОЙ.Как стало известно, во время заседания кем-то было озвучено, что Мозолевский выступил с критикой саморегулирования в строительстве из-за коммерциализации на заседании Экспертного Совета Комитета по строительству Госдумы РФ и предложил рассмотреть его предложения по регионализации построения саморегулируемых организаций в строительстве.
Стоит отметить, что еще ранее, в 2010 году, в офисе НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский подвергся покушению на его жизнь. Следствие быстро зашло в тупик и исполнители, не говоря уже о заказчиках, не найдены до сих пор. Это было время становления саморегулирования в строительстве на Сахалине и большой работой Партнерства по соблюдению градостроительного законодательства и борьбой с подрядчиками-бракоделами и недобросовестными работниками муниципальных и государственных заказчиков.Работники НП СРО «Сахалинстрой» считают, что все отмеченные события с Валерием Мозолевским имеют практически одну причину – активная и целенаправленная работа Генерального директора по обеспечению целей и задач саморегулирования в строительстве, а именно: построение реального саморегулирования в строительстве, защита законных интересов и прав членов партнёрств и обеспечение качества и безопасности объектов капитального строительства.
Отметим также, что Валерий Мозолевский, являющийся инициатором всех значимых проектов регулирующих отношения между участниками инвестиционно-строительных процессов, которые ведутся или планируются сегодня на площадке Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве, завершать работу в Комитете не намерен и заявляет, что продолжит свою деятельность, направленную на результат.
Пресс-центр НП СРО «Сахалинстрой»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru