Виктор Плескачевский: «Законы выборного жанра начинают работать и в сфере саморегулирования»
Сегодня огромный интерес вызывают бурные процессы, происходящие в саморегулируемом сообществе, в том числе выборы в национальных объединениях. Одни называют это системным кризисом саморегулирования, другие очищением, третьи - переходом к новому этапу. Накануне выборов нового президента Национального объединения строителей мы попросили прояснить ситуацию одного из отцов-основателей отечественного саморегулирования, вице-президента РСПП, председателя Совета НОСО УН Виктора Плескачевского.
- Виктор Семенович, что сегодня происходит с отечественным саморегулированием?
- Я иногда слышу от высокопоставленных чиновников, дескать, с саморегулированием у нас все плохо, посмотрите, что происходит в национальных объединениях. Это от растерянности. Они не ожидали, что не благодаря им, а, наоборот, вопреки их бездействию саморегулирование развивается. Хоть и не так быстро, как могло бы при заинтересованности государства.
Практически все национальные объединения переживают очередной этап своего становления. Первый этап – «собирания земель» практически у всех закончился. Начинается второй этап – выстраивания отношений со своими членами и властью. Многие члены разных нацобъединений, например, естественно задались вопросами: почему такие высокие взносы, какие должны быть, на что они идут, какие услуги оказываются национальными объединениями своим членам и отрасли, какие функции должны быть у национальных объединений, а какие желательны. Ну, а что касается власти, она с удивлением обнаружила, что нацобъединения превратились в центры компетенции и начинают поддавливать чиновников в профессиональных спорах. То ли еще будет. И тут тоже нужно терпение и умение.
А для того чтобы все это исполнить нужны новые руководители-министры. Да, я не устану повторять, национальные объединения это Общественные Отраслевые Министерства. Институты профессионального общественного регулирования. Как бы это кому не нравилось или было непривычным для слуха.
Одновременно, как-то все вдруг, наконец, поняли, что вся система отраслевых СРО и нацобъединения это система отраслевых гражданских корпораций, а значит, там никто не назначает министра-руководителя, а избирает. А, значит, у этого процесса совсем другие законы и правила. Нужны программы, публичная деятельность, умение переговорщика и политика. Если хотите, нормальная борьба за власть, за понимание и доверие со стороны членов. И тут уж указания «сверху» работают плохо.
Достаточно присмотреться к тому, что сегодня происходит у строителей. Хотя примерно тоже самое мы наблюдаем и у изыскателей, и проектировщиков. Да и у оценщиков.
- Выборный процесс – сложный механизм, который должен четко прописываться и контролироваться. Все, что сейчас происходит в национальных объединениях, – пробелы в уставах?
- И это тоже. Вы прекрасно знаете, мир, в котором мы живем, не сразу стал таким, он прошел длительный процесс эволюции. А возник из хаоса. Чтобы в государстве появилась нормальная конституция, законы, наверное, сначала необходимы кавардак, неурядицы, ибо в этой неразберихе люди вытаскивают какие-то необходимые для жизни аксиомы, постулаты, сопоставляют их, сравнивают и выясняют, что важнее для них, а что нет. Безусловно, на сегодняшний день ни один устав национальных объединений полностью не отвечает тем конструкциям, которые мы закладывали в саморегулирование как в институт «избираемого министерства».
Съезд вместо общего собрания членов. Избрание министра руководителями СРО, а не членами СРО с поручением руководителю голосовать за определенного кандидата и его программу и т. п. Нельзя забывать, что СРО это форма представительной экономической демократии, а лидер отрасли – президент локальной профессиональной юрисдикции.
Я надеюсь, процессы, которые сейчас идут в саморегулируемом сообществе, заставят не только строителей, но абсолютно все национальные объединения задуматься над этим и возможно выработать какую-то общую норму, пусть и постепенно, по мере понимания своего места в отношениях с властью. Но цель должна быть ясна – разделение с властью компетенции по регулированию абсолютно всех отношений в отрасли. Отсюда и совершенно новые требования к лидеру, как настойчивому переговорщику, готовому отстаивать профессиональные интересы и с властью и с обществом.
- Какая главная причина приводит к конфликтам в национальных объединениях?
- Когда закон позволяет создавать условия для коммерциализации СРО, то создаются коммерческие группы, коммерческие интересы, представители которых становятся естественно субъектами голосования. И в этом случае, например, уже голосуют не сами строители, а некие коммерсанты от, например, строительной индустрии. Или от оценщиков. Разницы тут нет. Это совсем не то, что задумывалось с самого начала. Мы были категорически против самих намеков на возможность коммерциализации системы СРО. Неужели не понятно. Орган власти не может быть коммерческим. Это сильно искажает цели и, соответственно, структуру голосующих членов. А значит, серьезно искажает отношения внутри отрасли и, конечно, отношение к ней со стороны власти и общества.
И везде сейчас идет очень болезненный процесс осознания этого. Следовательно происходит совершенствование требований к своему отраслевому руководителю. Постепенно приходит понимание того, что если я изберу жулика, на что тогда мне рассчитывать. На то, что он поможет мне с подрядами? Так ведь несправедливых пряников на всех не хватит! И, где гарантии того, что я окажусь среди счастливчиков?
- Как вы думаете, сложившаяся ситуация в национальных объединениях это низкий уровень человеческих отношений и без таких компонентов как скандалы, выплеск эмоций, декалитров грязи друг на друга без них можно обойтись или нет? И еще, вы как-то сказали, что в известном смысле время свадебных генералов прошло, а какой должен быть руководитель нацобъединения на новом этапе развития саморегулирования?
- Нельзя забывать – мы посттоталитарное общество. И невозможно сразу стать прилично дипломатичными. На этапе зарождения и становления трудно обойтись без всего этого, невозможно чтобы все вдруг стали белыми и пушистыми. Этому надо учиться, а не у кого. Только у самих себя. Да и хватит нам быть единодушными и со всем согласными. Лучше быть респектабельными, но настойчивыми. Вот посмотрите на Сергея Лаврова, министра иностранных дел. Душа радуется, что бывает такое респектабельное самообладание в сложнейшей ситуации.
В нашем случае споры, хоть и иногда грязные – это, подчеркиваю, поиск оптимального решения и оптимальной формы. Как известно только в споре рождается истина. Посмотрите сейчас на кандидатов в президенты НОСТРОя. Они не сидят в Москве в ожидании простого назначения, они ездят по стране, встречаются со своим электоратом. Это важнейшая часть процесса избрания. Кто думал в 2010 году, когда появился закон о СРО в строительной сфере, что все будет именно так.
Посмотрите на кандидатов. Я лично очень хорошо знаю всех. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Пожалуйста, Николай Кутьин. С одной стороны он недавно был во главе контрольно-надзирающего органа за строительством, то есть знает отрасль, с другой стороны. А сегодня он готов представлять интересы строительной индустрии в споре с органом, которым он не так давно руководил. Его хорошо знают и понимают во власти на всех уровнях. Он конечно еще не умеет быть публичным, красиво говорить. Этому не сложно научиться. Но зато он может быть принципиальным. Когда его бывшие сотрудники решили «помочь» ему с избранием и начали «поддавливать» некоторые СРО, он их одернул.
Пономарев Илья Вадимович выдвинулся от строителей Урала. Я готов вспомнить, что когда он был заместителем министра регионального развития РФ, мы с ним очень много спорили. Мы и сейчас часто и полезно спорим. Грамотный, ответственный и небезразличный. Хорошо знает работу Аппарата НОСТРОя. И недостаток опыта и авторитета первого лица такого важного отраслевого Министерства сможет компенсировать тактом и грамотностью.
Пожалуйста, Михаил Викторов. Да, он больше всех проработал в этой системе, в Российском союзе строителей, руководителем Аппарата, и к нему было много претензий. Но должен сказать, что кроме него сегодня никто так умело не использует простое, обязательное средство для выборов всех уровней , как работа с прессой. Посмотрите, как активно работают на него средства массовой информации. Так вовлекаются обычные для любых выборов инструменты. Надо только постараться, чтобы использовались исключительно хорошие инструменты, а не черный пиар и многое другое, что часто окружает любые выборы.
Вдруг среди кандидатов стали упоминать Елену Николаеву, очень активного и профессионального депутата Государственной Думы, Омбудсмена в ЖКХ и строительстве. Я не знаю, насколько она сама этого хочет, но может быть такая женщина смогла бы примирить многие противоречия и стать приемлемой для профессиональных строителей. А что? В истории, бывало, приглашали варягов на власть для примирения, когда не справлялись сами.
Все они вполне достойные люди. Выбирать будет, конечно, общество профессионалов заинтересованное в развитии отрасли. Мне кажется, что для этого этапа становления саморегулирования в строительстве необходим тот из них, кто сможет договориться с властью и сможет доказать ей, что отрасль сможет справиться со своими проблемами сама. Кто сможет убедить профессионалов в необходимости последовательного и настойчивого реформирования. Кто сможет вернуть ей авторитет.
Я уделяю так много внимания выборам в строительстве исключительно, потому что именно со стройки начались испытания саморегулирования, как говорится, на прочность. Именно в стройке была реализована модель крайне волюнтаристская, которая позволила появиться большому количеству коммерческих СРО, создать возможность многочисленных злоупотреблений. Все это в совокупности вызвало негативное отношение разных слоев общества к саморегулированию.
Мне кажется, что сейчас начинается обратный процесс, и появление заслуженного уважения к этому институту возможно именно у строителей. Пусть даже не сразу.
- Законы выборного жанра требуют альянсов и коалиций. Возможно ли это сейчас у строителей?
- Я уверен, что в складывающейся ситуации из тех, кто выдвинулся у строителей в претенденты, возможны и нормальная кооперация и, альянсы., Это нормально когда два кандидата, объединяют не только голоса, но и свои качества для достижения необходимого результата и могут создать пару – президент и вице-президент, или президент и руководитель аппарата.
Законы выборного жанра начинают работать в сфере саморегулирования и это очень интересное явление. Если смотреть на отдельно взятый месяц или даже год в процессе становления саморегулирования многое может не понравиться, но стоит только расширить диапазон до 3-4-лет и картина меняется. Все становится гораздо интересней, появляется динамика развития более цивилизованных отношений, может быть, даже через мордобой, ничего страшного, не будем ханжами, все через это проходили.
- Ваш прогноз по НОСТРОю какой? Не получится, что сначала дружное «одобрямс», а потом глубокое разочарование?
- Отвечу дипломатично, я считаю, хороший прогноз. Я не вправе высказывать свое мнение. Но полагаю, хороший, потому что в тех дискуссиях, которые идут во время этого выборного процесса и в частных, и публичных, например, на недавно прошедшем IV Всероссийском Форуме саморегулируемых организаций, я вижу, что очень сильно и в хорошую сторону изменился взгляд у строителей. Они задаются вопросами, а каким должно быть СРО, какое СРО правильное, а какое неправильное. Но, чтобы сказать, что вот это СРО нехорошее, нужно определиться, а какое СРО хорошее. Кстати, на форуме состоялся круглый стол, где мы обсуждали модель идеального СРО, в том числе и для того, чтобы выяснить, а какое СРО недобросовестное. Пикантная деталь, этот круглый стол никто не хотел возглавлять, однако рассуждения на нем мне очень понравились.
Безусловно, руководить нацобъединением должен человек, который сможет соблюсти сложный баланс интересов внутри отрасли, и баланс отрасли и власти. Люди начали понимать, что такое руководитель. Время свадебных генералов и шустрых обманщиков проходит.
- Виктор Семенович, а нижнюю точку кризиса саморегулирования мы прошли или нет?
- Нет никакого кризиса, только детские болезни сообществ, которые с трудом учатся объединяться вокруг своего профессионального интереса, учатся договариваться между собой и, очищаясь от мелких жуликов, строить нормальные отношения властью и обществом. Если посмотреть на количество людей вовлекаемых в саморегулирование за последние два года, то увидим геометрическую прогрессию роста. Кризис, как всегда, в головах отдельных людей.
Я очень внимательно изучал, как институт саморегулирования изменялся со времен древнего Рима до сегодняшних дней. Поэтому могу всех успокоить, процесс формирования профессионально гражданского общества необратим, потому что естественен.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru