Выступление Президента Национального объединения строителей Н.Г. Кутьина на IX Съезде саморегулируемых организаций
Уважаемые друзья, коллеги, делегаты Съезда!
Начну, традиционно, с цифр по работе строительной отрасли за первое полугодие 2014 года и за те периоды, которые мы имеем возможности посчитать и дать по ним достоверные данные. В РФ за 9 месяцев 2014 года было введено более 70 миллионов квадратных метров общей площади, из них 60 миллионов кв.м - жилых зданий, 17 миллионов кв.м - нежилых. Объем введенного жилья составил 48 миллионов квадратных метров, что на 24,6 процента больше показателя прошлого года. В январе-сентябре 2014 года индивидуальными застройщиками введено 167 тысяч жилых домов, общей площадью более 22 миллиона квадратных метров, что на 18,6 процента больше аналогичного показателя прошлого года. Годовой объем ввода жилья в 2011 году составил 63 миллиона кв.м, в 2012 - 65,7 миллиона кв.м, из которых более половины - малоэтажное жилье, в 2013 - 70 миллионов кв.м.
В первом полугодии 2014 года инвестиций строительных организаций составили почти 77 миллиардов рублей, что составляет 92,1 процента по сравнению с аналогичным показателем 2013 года. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в 2010 году составил более 4 триллионов рублей, в 2011 году - более 5 триллионов рублей, в 2012 году - 5,7 триллионов рублей, в 2013 году - почти 6 триллионов рублей, в первом полугодии 2014 года общий объем работ составил более 2 триллионов рублей. К сожалению, это ниже показателя прошлого года, это всего 97,4 (%).
Ипотека - за первое полугодие 2014 года выдано 448536 ипотечных кредитов, на общую сумму почти в 770 миллиардов рублей. Агенство по ипотечному жилищному кредитованию прогнозирует, что по итогам года темпы роста ипотеки составят около 130 процентов, по сравнению с 2013 годом. А в среднем, ставка по ипотечному кредиту составит 12,5 процента.
Занятость: среднестатистическая численность работников строительной отрасти в первом полугодии 2014 года составила 2,7 миллиона человек. Это небольшое снижение показателей, по сравнению с 2013 годом, а точнее на 1,5 процента. В первом полугодии 2014 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве составила 28300 рублей, что на 8,8 процента выше уровня 2013 года и, к сожалению, на 10,3 процента ниже среднероссийского уровня заработных плат.
Финансовые показатели в первом полугодии 2014 года: прибыль, минус убыток строительных организаций, без субъектов малого предпринимательства, в действующих ценах, составила 24,4 миллиарда рублей, 2,9 тысячи строительных организаций получили прибыль в размере 97,3 миллиардов рублей и 1200 строительных организаций имели убыток - 72,9 миллиарда рублей. Доля убыточных организаций, осуществляющих строительную деятельность, по сравнению с 2013 годом, напротив, уменьшилась - на 1,3 процента. Это общие цифры по нашей с вами отрасли.
Что касается нашей с вами деятельности, то как мы запланировали на Съезде, мы развернули активную работу по первому этапу. Первый этап включал (в себя) рассмотрение приоритетных направлений в разработке изменений законодательства и подготовка взвешенного бюджета, на основе приоритетных направлений на 2014-2015 годы. Мы провели большую работу с конференциями. Я крайне признателен и благодарен всем участникам этой работы. Особенно хочу поблагодарить Экспертный совет Национального объединения, который потратил большое количество усилий на обработку этих данных, совместно с Аппаратом Национального объединения, и подготовку соответствующих предложений для изменения законодательства РФ. Как вы знаете, мы сконцентрировались на первых шагах, дающих возможность нам двигаться дальше.
Первый шаг - ответ на вызов государства. Не секрет, что допуски свободно продаются на рынке. Добросовестные СРО рассматривали вопрос об исключении недобросовестных компаний и предпринимателей из своих членов, но они тут же снова получают допуска у недобросовестных СРО, это очевидный факт. Без решения этой проблемы, само существование СРО в строительстве невозможно.
Общими усилиями мы нашу озабоченность сформулировали в виде предложения для профильных органов исполнительной власти, и были встречены с пониманиям. На встрече нам были предложены те решения, которые видит Минстрой и Ростехнадзор, свое мнение высказали и депутаты. Закон прошел в третьем чтении Государственной Думы РФ и в настоящий момент принят в Совете Федерации.
Впервые государство передало ряд возможностей Нацобъединениям. В законопроекте прописана новая структура принятия и исключения членов Национального объединения и в реестр СРО, участвующих в выдаче допусков. Теперь это будет происходить с участием Национального объединения. Любой организации необходимо подать документы в Национальное объединение, они будут рассмотрены Советом, после этого пакет документов передают в Ростехнадзор. Мы получаем возможность проверять достоверность данных.
В случае принятия этого законопроекта, нам с Ростехнадзором необходимо будет вместе разработать несколько регламентных документов: о приеме, об исключении, о ведении реестра строительных компаний - участников СРО. Надеюсь, что эти документы мы сможем подготовить для предложения Ростехнадзору и Министерству буквально в ближайшее время. Вчера на Экспертном совете я обращался с просьбой поучаствовать в этом процессе.
Следующий важный вопрос - решен вопрос с нашим статусом по отношению к 315 закону о саморегулировании, внесена существенная поправка, которая четко фиксирует положение о том, что СРО осуществляют свою деятельность на основании законодательства, что так же крайне важно. В случае принятия этого закона и повышения ответственности при выдаче допусков, мы получаем возможность говорить о развитии саморегулирования дальше, поскольку доверие к нам будет больше.
Мы готовим предложения, связанные с отделением торгов в строительном подряде, на нашей базе. Мы эту работу начали 1,5 месяца назад, в ближайшие две недели мы доработаем первичный вариант, который предложим для дальнейшего обсуждения. В декабре надеемся вовлечь в эту работу федеральные органы власти и постепенно перейти к возможному принятию этого законопроекта, который позволит решить вопрос о прекращении бесконтрольного снижения цены и построения на этом решения заказчика о выборе подрядчика. Мы должны включить предквалификацию. Она за собой подтянет подготовку и переподготовку кадров, включая рабочие кадры, так как подрядчик не удовлетворен квалификацией кадров.
Следующий вопрос - включение отрасли малоэтажного строительства в отрасль саморегулирования. Как показала действительность, мы приняли решение расширять малый бизнес. В малоэтажном строительстве практически исключили надзор за проектной документацией, дали широчайшие возможности застройщикам. Но эти дома оказались непригодными для жизни. Это дает основание предполагать, что строительные материалы и строительные компании без надзора не могут. Рассматриваем включение данных строительных компаний в систему саморегулирования. Эти решения возможны к обсуждению и сейчас и в 2015 году. Мы сделаем их работу надлежащей.
Нам необходимо возвратить доверие СРО, прошу все наши СРО обратить внимание и отнестись ответственно к выдаче выпусков.
Как вы знаете, Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение о едином правовом поле. Подпишет ли соглашение Казахстан - решение пока отложенное. Но Россия и Беларусь находятся в стадии активной взаимной деятельности при подготовке документов. В Москве было подписано соглашение, которое подтвердило тот перечень, который мы можем вместе признать.
Следующий вопрос внутренней деятельности - разработка основных направлений деятельности на 2016-2017 годы. Очень важно к следующему съезду провести работу и решить какими будут основные направления деятельности. Так же - усиление работы комитетов. Комитеты должны соответствовать тем направлениям деятельности, которые у нас есть. Мы попросили председателей комитетов отчитаться о своей деятельности. Я надеюсь с Советом и Конференциями проведем обсуждение - как должны работать Комитеты и перейдем к формированию бюджета.
Следующий вопрос - техническое регулирование. В настоящий момент к нам обратилось Правительство РФ. Я прошу обратить внимание на регламент Таможенного союза о безопастности сооружений, строительных материалов и изделий, это есть в материалах Съезда. Я прошу рассмотреть этот регламент и дать свои предложения. Этот закон непосредственно отразится на деятельности наших строительных компаний.
Следующий вопрос - защиты компенсационных фондов. Мы дали предложение в Государственную Думу, в рамках рассмотрения законодательства. Я надеюсь, что работа пройдет успешно и мы вернем наши средства. На сегодняшний день 15 проблемных вкладов. Мы надеемся получить предложения - как безопасно и качественно размещать наши средства.
Следующий вопрос - стратегия развития строительной отрасли. Мы бы хотели выйти с инициативой к Правительству - пересмотреть развитие стратегии с 2020 до 2030 года. Это будет более качественно, показатели будут более досягаемые.
Вот основные наши проблемные вопросы следующего Съезда в марте-апреле. На этом хотел бы завершить свое выступление. Стенограмма.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru