Воздушный кодекс может пополниться понятием «СРО беспилотников»
В конце марта вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов», который перечеркнул несколько лет труда органов исполнительной власти в сфере регулирования гражданской авиации и экспертов отрасли.
Как сообщает Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (Ассоциация ЭРБАС), редакция, прошедшей первое чтение, представляла собой сбалансированный документ, сочетающий интересы всех видов авиации, задающий принципы совместного использования воздушного пространства и его структуру с учетом требований обеспечения безопасности, разгружающий уполномоченные ФОИВ от избыточных функций и предполагающий передачу регулирующих функций по отношению к беспилотным воздушным судам (БВС) малых весовых категорий (куда относились и авиамодели) на профсообщества в соответствии с законодательством РФ о саморегулировании.
«Таким образом, в частности, учитывались интересы развития авиамоделизма в России. Передача функций по сертификации на уровень некоммерческих профессиональных объединений в полной мере согласуется с Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании» и предусматривалась в системе добровольной сертификации в соответствии со стандартами профобъединений. Передача на уровень некоммерческих профессиональных объединений функций по сертификации (оценке летной годности) БВС массой до 30 кг и организации подготовки эксплуатирующего персонала, являющихся основным фактором безопасного использования БВС, полностью коррелируются с нормами Федерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», - рассказывают в Ассоциации.
Принятый ГД РФ Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ заметно отличается от законопроекта, прошедшего оценку регулирующего воздействия. Он внес, по мнению Ассоциации, необоснованные избыточные функции государственного регулирования, повлек существенную нагрузку на все уровни бюджетной системы, заблокировал развитие авиамодельного спорта, создал избыточные административные барьеры для развития рынка беспилотных авиационных систем и в целом и отбросил Россию в аутсайдеры этой ниши мирового рынка.
Однако, по данным информационно-аналитического агентства «АвиаПорт», Департаментом государственной политики в сфере гражданской авиации Минтранса России уже разработан законопроект, призванный снять противоречия между разработчиками и операторами беспилотных летательных аппаратов и регистратором (ФСБ). Если сейчас установлена нижняя весовая граница в 0,25 кг, выше которой все беспилотные воздушные суда подлежат обязательным процедурам, выполняемым государственным органом. То в случае его принятия беспилотники взлётной массой до 30 килограммов можно будет не сертифицировать, также необязательной станет государственная регистрация - соответствующие процедуры сможет осуществлять саморегулируемая организация.
По данным «Известий», оперативность подготовки поправок обусловлена тем, что профессиональное сообщество сумело быстро донести до помощника президента Андрея Белоусова (курирует НТИ) опасность новых норм ВК для отрасли. Далее Белоусов содействовал тому, чтобы о проблеме должным образом проинформировали Владимира Путина. Президент России счел аргументы производителей весомыми и поручил найти компромисс.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru