Захотят ли члены СРО работать с теми, кто после отмены допусков уйдет из саморегулирования
Не успели саморегуляторы отправить свою жалобу на прямую линию с Владимиром Путином о том, что Минстрой не советуется с ними при внесении очередных изменений в Градкодекс. И попросить президента РФ «вмешаться в сложившуюся ситуацию, помочь обеспечить демократию при принятии новых изменений в градостроительное законодательство, предоставив каждому участнику строительного рынка свободное право высказать позицию по готовящимся Минстроем поправкам в Градкодекс. Как глава этого ведомства при первой же представившейся ему возможности принялся успокаивать СРО-сообщество.
Так, выступая 15 апреля на заседании рабочей группы Госсовета, которое состоялось в Екатеринбурге, глава Минстроя Михаил Мень заявил: «В подготовке материалов к Государственному Совету Российской Федерации по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации» задействованы все участники строительного рынка, органов власти и научного сообщества, профессиональных объединений и бизнеса, и все их мнения будут учтены».
Увы, тот факт, что в подготовке материалов к Госсовету участвуют как НОСТРОЙ, так и НОПРИЗ, вряд ли сильно поможет СРО-сообществу. Поскольку само по себе участие представителей нацобъединений в обсуждении этих документов, как известно, не дает гарантии, что их предложения будут учтены чиновниками. Более того, сама, можно сказать, революционная суть предлагаемых в Градкодекс поправок не позволит Минстрою учесть мнение всех участников строительного рынка, органов власти и научного сообщества, профессиональных объединений и бизнеса.
Тем более, что в их рядах нет единства. Например, довольно значительная часть участников строительного рынка, несомненно, одобрит одно из главных «ноу хау» законопроекта – отказ от системы допусков к определенным видам работ. В результате их принятия «свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» исчезает из Градкодекса. Вместо этого речь идет просто о членстве в СРО. Причем, членство в СРО для тех строительных организаций, которые не участвуют в конкурсах и не заключают договоров генподряда с государственными или муниципальными заказчиками, перестает быть обязательным. Вполне естественно, что эта категория членов СРО будет за новые поправки.
А вот участвующие в конкурсах и заключающие договора генподряда с государственными и муниципальными заказчиками члены саморегулируемых организаций будут недовольны. Поскольку, хотя допуски к работам отменяются, но членство в саморегулируемых организациях для генподрядчиков остается обязательным. К тому же еще и вводится ответственность СРО не только за качество работ своих членов, но и за надлежащее исполнение ими обязательств по договорам строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, заключенным на конкурсной основе (если по закону конкурс является обязательным).
Поэтому СРО теперь придется сформировать сразу два компенсационных фонда: возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. Следовательно, всем оставшимся членам СРО придется вносить дополнительные взносы в компфонд. Поправками также вводится понятие совокупного размера обязательств по государственным и муниципальным контрактам. И его общая сумма у члена СРО не может быть больше размера компфонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, в которой он состоит.
Впрочем, судя по материалу «Строительное саморегулирование вступает в эпоху трансформаций», опубликованному в электронном журнале «ГеоИнфо», по факту членство в СРО может стать добровольно-принудительным. И бегство из членов саморегулируемых организаций не будет столь значительным, как сегодня ожидается. Хотя законодатель и допускает возможность освобождения индивидуальных предпринимателей и компаний малого бизнеса от финансовых издержек, связанных с членством в СРО. Но при условии, что они заключают договор не с инвестором, а с другой компанией, которая является членом СРО и несет ответственность за результаты работ.
Поэтому на практике, скорее всего окончательное решение по вопросу о том, быть или не быть малым предпринимателям в СРО, примут не они сами, а застройщики и крупные компании, которые имеют собственную базу постоянных партнеров-субподрядчиков. Как считают авторы публикации «Строительное саморегулирование вступает в эпоху трансформаций», крупные компании не захотят брать на себя риски, связанные с возможными недостатками работ, выполненных предприятиями малого бизнеса, и предпочтут всё же принимать на субподряд членов СРО. При таких условиях, по оценке экспертов аппарата правительства РФ, до 95% организаций, действующих сейчас в рамках системы саморегулирования и имеющих допуски, останутся в этой системе.
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru