Валерий Мозолевский: «Заканчивается эра коррупционноемких электронных аукционов»
О решении проблем, существующих в системе закупок в строительстве, рассуждает генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой», председатель комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве Валерий Мозолевский в статье «Заканчивается эра коррупционноемких электронных аукционов», опубликованной в журнале «Вестник Российского Союза строителей». Информационный портал «Все о саморегулировании» перепечатывает материал полностью, без сокращений.
«Строительное сообщество давно говорит, а в последнее время – откровенно требует наведения порядка в сфере госзакупок в строительстве. Без малого десять лет процесс закупок в строительстве брошен, что называется, на самотек. Ситуацию усугубило действие ФЗ-94. Выходит, что прежде чем говорить о порядке на стройках, необходимо регламентировать, а именно устранить все коррупционные лазейки в самой процедуре торгов. «Не зря электронные аукционы во всем мире считаются коррупционноемкими, если их применяют к сложным торгам, особенно при закупках в строительстве по процедуре ФЗ 94, – заявляет генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой», председатель комитета НОСТРОй по конкурентной политике и закупкам в строительстве Валерий Мозолевский. – Для того чтобы добиться беспристрастности и прозрачности этого процесса, необходимо тщательно подходить к его регламентации учитывая особенности инвестиционно-строительной деятельности. К всеобщему сожалению участников строительных торгов, до недавнего времени вопрос соотношения ФЗ-94 с 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Градостроительного кодекса РФ не рассматривался. Практически тема закупок в строительстве была «священной коровой», которую никто не трогал. Мало кто хотел в этом разобраться и мало кто понимал, что необходимо делать. Строители были разобщены, с их мнением не считались, а из служб заказчиков также стремительно исчезали профессионалы строительной отрасли».
В большинстве случаев главным условием закупок в строительстве была ничем не обоснованная экономия уже выделенных средств на строительство объектов после получения заключения о достоверности сметной стоимости объектов в соответствии с Федеральным законом и постановлениями правительства РФ и размещения их в АИП. Однако всем известно, что результатом эффективного использования бюджетных средств должно являться качественное, безопасное строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов в соответствии с проектной документацией и в установленные контрактом сроки!
Принцип: чем дешевле, тем лучше, в строительстве будет дорого стоить. Вообще, цена не имеет смысла без оценки качества товара. Это – закон.
Валерий Мозолевский стал одним из первых, кто понял, что начинать нужно с регионов. Использовав потенциал профессиональной компетенции и настойчивость специалистов Сахалинской саморегулируемой организации строителей, он сумел добиться понимания проблемы участниками инвестиционно-строительного процесса в Сахалинской области и получил первые результаты. Далее – дело за формированием профессиональных предложений в государственную политику в сфере закупок в строительстве, уверен Валерий Мозолевский. Около половины всех государственных и муниципальных торгов по объему затрат, по оценкам независимых аналитиков – закупки в строительстве.
Весной этого года начал действовать специальный комитет НОСТРОй по конкурентной политике и закупкам в строительстве. Комитет возглавил инициатор его создания Валерий Мозолевский. Председатель Комитета считает основной задачей сегодняшнего дня просвещение окружающих с одной целью – чтобы появилась возможность вести аргументированные диалоги с коллегами, с представителями властных структур и общественностью и добиваться положительных результатов в улучшении предпринимательского климата в строительной отрасли на базе принятия осознанных, грамотных и эффективных управленческих решений, особенно, в сфере закупок в строительстве. И не только государственных или муниципальных!
Поэтому основная цель сегодняшнего дня – объединение административного ресурса работников системы управления, контрольных и надзорных органов с ресурсом профессиональной компетенции специалистов строительной отрасли.
Как признается Валерий Мозолевский, Комитет изначально формировался как общая площадка, на которой должны общаться профильные специалисты и других национальных объединений, имеющие собственные взгляды на вопрос закупок в строительстве в отдельных секторах строительной деятельности. Такие участники являются ассоциированными членами Комитета.
На сегодняшний день к работе в Комитете привлечены представители Национального объединения проектировщиков, Национального объединения изыскателей, Российского Союза строителей, Национальной ассоциации института закупок и других организаций. В дальнейшем этот список будет только расширяться, уверен Валерий Мозолевский.
Таким образом, был создан уникальный во всех отношениях орган, способный стать реально работающей площадкой для формирования единой позиции строительного сообщества о торгах в строительстве, отношений в инвестиционно-строительной деятельности и развития добросовестной конкуренции.
Члены Комитета наметили план ближайший действий. Так, до конца текущего года им предстоит подготовить как минимум два законопроекта. Один из них – отдельный закон о строительных подрядах для государственных или муниципальных нужд. Примечательно, что создание этого закона закреплено в ст. 768 Гражданского кодекса, но это положение, по непонятной причине, до сих пор не реализуется.
В преддверии вступления в силу ФЗ-44 «О контрактной системе» особую актуальность приобретает вопрос формирования библиотеки контрактов. С 1 января 2014 года государственные заказчики не смогут заключать с подрядчиками контракты, форма и смысл которых идут вразрез с контрактами, входящими в эту библиотеку. Однако в кругах профессионального строительного сообщества о формировании этой библиотеки практически никто ничего не знает. Во главе с Валерием Мозолевским участники Комитета намерены разработать совместно с профильными министерствами, с Департаментом конкурентной политики города Москвы используя собственные наработки контрактов, в основу которых будет положен Контракт, разработанный НП СРО «Сахалинстрой» совместно в Министерством строительства Сахалинской области, заказчиками и рядом подрядных организаций, прошедший, что называется, «проверку боем» на территории Сахалинской области, и предложить властным органам помощь профессионалов в дальнейшей совместной работе.
Еще одна важная задача – подготовка (актуализация) Положения о заказчике (застройщике в строительстве. Здесь необходимо предусмотреть, в том числе, ответственность государственного (муниципального) заказчика за нарушение требований градостроительного законодательства и правил добросовестной конкуренции, заявляет Валерий Мозолевский. Во всех документах необходимо учитывать, что муниципальные и государственные заказчики должны четко исполнять установленные государством функции. Необходимо учитывать, что именно заказчики (застройщики) строят, реконструируют или капитально ремонтируют объекты капитального строительства. Они хозяева на своих объектах и на своих земельных участках. Подрядчиков они нанимают как лиц, организующих строительство. Поэтому первую и основную ответственность – за обеспечение безопасности и охраны жизни и здоровья работающих на строительной площадке и за положение на строительной площадке во время строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов, и за сам объект, несет заказчик (застройщик или собственник), что законодатель сейчас подтвердил в новой редакции статьи № 60 Градостроительного кодекса РФ. Заказчик должен понимать, что его главная задача и ответственность состоит в выборе подрядчика, который реально сможет выполнить требования контракта качественно, безопасно и в установленные сроки. Поэтому – никаких аукционов, только осознанный и ответственный выбор подрядчиков на конкурсах (открытых, двухэтапных или с ограниченным числом участников в зависимости от сложности и стоимости объектов).
Также запланирована масштабная работа по актуализации ряда нормативно-правовых актов, особенно в части отношений в инвестиционно-строительной деятельности. Очевидно, что и ФЗ-135 «О защите конкуренции» нуждается в некоторых изменениях. Мы запланировали разработку ряда предложений в этот закон – об условиях, исключающих ограничение добросовестной конкуренции и своеобразное потворствование недобросовестной конкуренции при закупках в строительстве.
Одно из самых важных и полезных для членов НОСТРОй и других объединений направлений деятельности Комитета – работа по обращениям. Валерий Мозолевский настаивает на необходимости серьезной работы по оперативным сообщениям с мест, и добиваться единообразия понимания требований о закупках в строительстве на всей территории России».
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru