Закон о СРО коллекторской деятельности обсудили в Госдуме
8 октября 2015 года в Государственной думе РФ прошел круглый стол «Общественные обсуждения закона о коллекторской деятельности». Дискуссия была посвящена основным положениям законопроекта, предполагающим внедрение отраслевого саморегулирования, надзору за его исполнением, защите прав граждан и роли СРО в сфере взыскания задолженности. Законопроект «О деятельности по взысканию задолженности», подготовленный Министерством экономического развития, в настоящее время опубликован на Портале для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Согласно проекту закона в текущей редакции, саморегулируемой организацией профессиональных взыскателей признается некоммерческая организация, которая соответствует требованиям, установленным ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях», создана в целях осуществления контроля за профессиональной деятельностью своих членов в области взыскания задолженности в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в саморегулируемой организации, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО и которая объединяет профессиональных взыскателей на условиях членства на добровольной основе.
Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации профессиональных взыскателей, принципы и порядок осуществления ее деятельности, требования к органам саморегулируемой организации профессиональных взыскателей и ее внутренним документам устанавливаются Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
Также, согласно проекту, профессиональный взыскатель одновременно может быть членом только одной профессиональной саморегулируемой организации.
Открывая дискуссию заместитель председателя Комитета Виктор Климов заметил, что тема обсуждения – сложная, конфликтная, важная не только с экономической, но и с социальной точки зрения, сообщает пресс-служба Госдумы. При взыскании долгов творятся многочисленные безобразия, которые невозможно игнорировать. С другой стороны, рынок просроченных долгов объективно существует, он велик и постоянно растет. Однако специальных норм и правил регулирования деятельности в этой сфере нет.
«За первое полугодие 2015 года в органы внутренних дел поступило порядка 22 тыс. сообщений граждан о применении в отношении них тех или иных неправомерных действий со стороны лиц, пытающихся взыскать задолженность. В 2014 году эта цифра составляла всего 9 тыс. – рассказала главный эксперт-специалист МВД России Виолетта Айсина. – Большинстве случаев заявления поступали от граждан и касались неправомерных действий со стороны лиц, которые представляются работниками коллекторских агентств», – добавила она. При этом, по ее словам, доля возбужденных уголовных дел ничтожно мала: за два года эта цифра составила всего 265 уголовных дел.
Замдиректора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития МЭР Михаил Бештоев заметил, что предлагаемый законопроект появился как ответ на массовые ущемления прав граждан при взыскании долгов. При его разработке были поставлены цели: во-первых, формализовать действия, осуществляемые при взыскании задолженности, а во-вторых - определить правила игры на этом рыке, в соблюдении которых были бы заинтересованы все его участники. По мнению представителя министерства, действующее законодательство не обеспечивает в должной мере защиту прав граждан, и потому нужен один комплексный правовой акт, где было бы прописано, что может в отношении гражданина делать взыскатель, кто и на каком основании имеет право эти действия осуществлять, кто может вступать во взаимодействие с должником. Также Бештоев обратил внимание на необходимость определить в законе специфику деятельности коллектора, обозначить, чем он отличается от тех, кто работает в смежных сферах, а также урегулировать процедуру уступки долга.
Однако у экспертов остаются вопросы по ряду его положений. В частности, кто будет осуществлять надзор, какова роль саморегулирования коллекторской деятельности, каков порядок предоставления требования к ней, для чего в этот порядок включены физические лица и действительно ли остается возможность найма третьих лиц, от методов работы которых как кредитор, так и коллектор смогут формально «откреститься».
В своем выступлении начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута уделил особое внимание надзору за сферой взыскания. Он поддержал мнение ряда выступавших о том, что сфера взыскания задолженности не должна регулироваться Банком России, однако вопрос надзора и выбора адекватного регулятора – это важный концептуальный вопрос, к решению которого необходимо подойти ответственно. Также Мамута отметил, что законопроект о СРО коллекторской деятельности – не единственная возможность регулирования данной сферы правоотношений. Не так давно был принят закон «О СРО в сфере финансового рынка», который, в числе прочего, содержит понятие базового стандарта. Базовые стандарты, фактически, будут обязательны для исполнения всеми участниками финансовых рынков.
Одним из таких стандартов является Стандарт по взаимодействию с потребителями финансовых услуг. Наиболее существенные моменты процедуры взыскания могут стать частью такого стандарта. Нормы, прописанные в базовом стандарте могут как корреспондироваться с нормами нового закона (в случае его принятия), так и быть самостоятельным инструментом регулирования (при отсутствии профильного закона), заключил Михаил Мамута.
Закон о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка предполагает, что СРО могут самостоятельно взять на себя обязанность по разработке базовых стандартов. Для того чтобы предложенные рынком нормы вступили в силу, базовый стандарт, разработанный одной или несколькими СРО, должен быть одобрен регулятором. О таком стандарте рассказали представители саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие».
«Сегодня в рамках СРО «МиР» разработаны и внедрены стандарты, обязательные для исполнения всеми членами СРО. В том числе, уже более года действует стандарт работы с просроченной задолженностью. Наш опыт показывает, что внедрение стандартов – это эффективный метод регулирования деятельности микрофинансовых организаций, позволяющий эффективно защитить потребителей финансовых услуг, – отметил директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – После вступления в силу закона о саморегулировании СРО «МиР» планирует в кратчайшие сроки разработать базовые стандарты и представить их на утверждение в Банк России».
Как отмечают в Госдуме, в целом участники обсуждения поддержали принятие закона, регулирующего деятельность по взысканию задолженности, и выразили намерение продолжать совместную работу.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru