Законопроект о саморегулировании вызвал неоднозначную оценку игроков туррынка
Поправки в Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и прежде обсуждались горячо и эмоционально. Причиной тому являются слишком полярные предложения, звучащие от власти и бизнеса. Однако 02 марта 2012 года на заседании по обсуждению внесенного 28 февраля 2012 года в Государственную Думу ФС РФ Законопроекта № 28248-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций субъектов деятельности рынка туристических услуг и их участия в процедурах банкротства", документ сразу пополнился новыми предложениями, касающегося обязательного саморегулирования.
Законодатели предлагают допуск на рынок туроператорских услуг только тех компаний, которые являются членами саморегулируемой организации туроператоров.
Эксперты называют такую необычайно скорую инициативу депутатов предсказуемой, поскольку в конце января этого года идею СРО для туризма озвучил Владимир Путин, комментируя ситуацию, возникшую вокруг туроператора «Ланта-тур вояж». Он сказал: «саморегулируемая организация могла бы помогать туркомпаниям решать проблемы напрямую, между собой, между страховыми организациями, чтобы граждане эти сложности на своих плечах не несли».
Напомним, законопроект о СРО в туризме подготовлен группой депутатов во главе со справедливороссом Антоном Беляковым. Причем, среди авторов фигурируют депутаты от всех фракций, что свидетельствует не о лоббировании, а о единодушии в данном вопросе людей с различными партийными взглядами.
В пояснительной записке депутатов, сопровождающей новый законопроект, говорится: «Проект закона по СРО разработан в целях установления правовых основ регулирования деятельности основных субъектов рынка туристических услуг, формирования системы реального контроля за их деятельностью, введения механизмов материальной ответственности за допущенный ущерб потребителям туристских услуг.
За последние два года рынок пережил не менее 12 крупных скандалов, связанных с невозможностью выполнить свои обязательства туроператорами и турагентами перед потребителями туристских услуг. Страдает имидж не только отрасли, но и целом в страны. Такое положение стало возможным не только в силу внешних причин, в числе которых, как правило, называются лавинообразное нарастание рисков и чрезвычайных происшествий, начиная от терактов, природных и техногенных катастроф, традиции ведения туристического бизнеса в России, сложные отношения с авиаперевозчиками, высокие ставки по кредитам», - отмечают депутаты.
За все годы существования туристического рынка в России предпринимаемые попытки его административного регулирования не дали существенных результатов, поскольку не предусматривали ни эффективного контроля за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых требований, утверждают авторы законопроекта о туристических СРО.
«Признав систему лицензирования недейственной, государство в качестве регулятора ввело требование работы туроператоров исключительно при наличии финансового обеспечения, когда за счет финансовых гарантий должен происходить возврат средств туристам при возникновении конфликтов. Однако на практике реальная проверка его наличия, оформления и соответствующей регистрации в установленном порядке, как правило, не ведется. Но даже если нарушение обнаружится, то не предусмотрена за него ни административная, ни тем более уголовная ответственность», - отмечается в пояснительной записке.
С другой стороны сумма страхования ответственности туроператоров и турагентов не пропорциональна рискам, которые несут потребители их услуг. «Кроме того, эта схема не работает, если возникает необходимость оперативного разрешения конфликтов, например, для экстренного вывоза туристов из другой страны. Предложения вернуться к системе лицензирования также не выдерживают критики, поскольку опыт прошлых лет лишь подтвердил сложность выстраивания системы контроля только административными мерами», - пояснили депутаты.
Эффективными любые финансовые гарантии и другие механизмы могут быть, если будет налажен действенный механизм контроля, учитывающий рыночные реалии. Поэтому необходимы шаги, направленные на существенные структурные изменения туристического рынка, чтобы не допускать нарушений прав туристов, утверждается в пояснительной записке.
Согласно законопроекту, к саморегулируемым организациям туроператорской деятельности, предлагается предъявлять следующие требования:
- наличие в составе СРО не менее 25 юридических лиц;
- наличие компенсационного фонда, в который каждый из членов СРО должен внести сумму, не менее 1% от размера финансового обеспечения;
- наличие стандартов и правил осуществления туристской деятельности, включающих порядок оформления договоров, ценообразования, организации неотложной помощи туристам и т.п;
- наличия у каждого члена СРО финансового обеспечения.
Напомним, что законодательный документ предлагает увеличить размер финансового обеспечения – 200 млн рублей для туроператоров выездного туризма при их годовом обороте не менее 1 млрд рублей и 200 млн рублей плюс 10% при готовом обороте более 1 млрд рублей.
Также законодатели пока устно предложили «нагрузить» СРО ведением реестра электронных путевок, правда механизм его работы еще не разработан и не озвучен.
Несомненно, инициатива законодателей позитивна. Наконец-то предложения Ассоциации туроператоров России (АТОР) были услышаны. Но, пожалуй, радоваться туроператорам еще преждевременно. Законодатели сделали своеобразный микс, внеся в законопроект обязательное саморегулирование только для выездного туризма и оставив требование для агентств работать только от имени и по поручению туроператора.
Есть вопросы, на которые пока нет ответа, например, сколько страховщиков будут готовы страховать туризм на суммы, более миллиарда рублей? И разумно ли обременять туроператоров в дополнение к этим расходам еще и ответственностью за туристические агентства?
Кстати, поправка - обязательство агентств работать от имени туроператора, - традиционно вызвала горячую, но, увы, безрезультатную, дискуссию. Пока переубедить чиновников не удалось. В ближайшее время АТОР направит аналитическую записку о возможных последствиях этой поправки для всего рынка руководителю Комитета по предпринимательству и экономической политике Госдуму Игорю Руденскому.
Весьма скептически по отношению к законопроекту настроен вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Он считает, что вводить саморегулирование на рынке сегодня преждевременно. Участие в СРО, согласно законопроекту, накладывает на его членов и серьезные административные функции, и дополнительные финансовые расходы, а объем готовящихся изменений в закон о туризме «достиг критической массы и вместо стабилизации ситуации в отрасли может ее разрушить».
РСТ особо отмечает, что введение механизмов саморегулирования в туриндустрии требует максимально осторожного подхода и детального обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами, представителями турбизнеса, общественными организациями, субъектами Российской Федерации, так как это может повлечь значительную финансовую нагрузку на бизнес. 6 марта РСТ отправил соответствующие обращения г-ну Руденскому, членам его комитета, а также председателю Госдумы Сергею Нарышкину и министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко.
Впрочем, есть и более радикальные мнения. На порталах, где идет бурное обсуждение законопроекта, высказываются очень остро, к примеру: «В предлагаемом варианте СРО - бред и профанация» или один из оппонентов заявил: «При крепостном праве барину было лень искать виновного, и за все отвечала община. Как-то СРО сильно напоминает мне те времена. Будет так: виноватый ответить не сможет, но зато всех сошлют на конюшню и выпорют».
Напротив, независимые эксперты туристического рынка надеются, что поправку о СРО примут. Для профессиональных турагентств – это абсолютное благо, ибо регулирование сверху, по сути, чиновничий беспредел, считают они.
Оппонентами выступают туроператоры (ТО) и афилированные с ними различные уполномоченные и фирменные агентства. ТО не хотят оказаться в ситуации, когда придется договариваться с 30-50 крупными турагентскими СРО об условиях работы.
По мнению независимых специалистов, СРО на туррынке может быть несколько. И в области агентского, и в области операторского бизнеса должны быть такие организации со своими уставами, членскими взносами. Компании смогут выбирать СРО более подходящую по этим показателям. Это сложно, но нужно, чтобы игроки наконец-то предприняли попытку объединиться. Пока кроме двух-трех компаний, которые «дружили против кого-то», никто ни с кем договориться не смог.
Подводя итог, можно сказать, сложность вопроса состоит в том, что по одному туристическому законопроекту вводится множество поправок. Так, свои поправки имеют депутаты, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, Минспорттуризма, общественные туристические организации, и даже Минфин. И хотя целый ряд предложенных в законопроекте новаций эксперты, специалисты, участники туррынка считают логичными, из-за разнобоя и огромного количества внесенных законопроектов, а также поправок к ним, оптимальным решением будет перенос второго чтения на более поздний срок. Поэтому высока вероятность того, что 23 марта во втором чтении законопроект отклонят. Это дало бы возможность депутатам выработать единый и наиболее сбалансированный документ, который бы позволил защитить интересы российских туристов от мошенников, а также придал новый импульс развитию самой отрасли.
Как считает гендиректор «ИнтАэр» Александр Корбарум, при сохранении активности общественных организаций и органов власти первая СРО в туризме может появиться уже к октябрю 2012 года.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru