СРО в Японии
Саморегулирование в Японии: Япония – страна с хорошо развитой системой саморегулирования в различных областях экономики. Большое развитие СРО получили в 70-тые и 80-тые годы прошлого века, что связано в том числе и с изменениями в антимонопольном законодательстве. Саморегулирование в Стране Восходящего Солнца осуществляется с помощью создания торговых ассоциаций.
СРО в Японии осуществляют управление рынков и устанавливают правила торговли. Система государственного лицензирования была постепенно заменена на систему контроля со стороны профессиональных ассоциаций и содружеств. Это позволило значительно повысить к 80-тым годам XX века качество японских товаров, которые стали весьма популярными не только на домашнем рынке, но и за рубежом. Помимо административного саморегулирования, с помощью которого в Японии создаются стандарты качества, формулируются этические нормы, а также организован контроль за соблюдением минимальных допустимых стандартов выпускаемых предприятиями товаров, созданы еще и механизмы защитного саморегулирования. С помощью такого рода механизма осуществляется создание искусственных защитных барьеров, с целью оградить рынок, на котором работают члены данной ассоциации, от посторонних компаний. Базируется такой механизм на взаимных договоренностях между членами СРО о ценах, об исключительных связях между ними, а также о бойкоте организаций, не являющихся членами СРО. Частым явлением является и разделение рынка между членами СРО, создание совместных бизнес планов, и тщательный контроль финансовой состоятельности собственных членов. Благодаря таким мероприятиям большинство компаний вынуждено вступать в ряды СРО, хотя членство в них является добровольным. Взаимодействие с государством осуществляется с помощью деятельности консультативных групп, создаваемых правительством, в составе которых есть представительства СРО, командирование сотрудников частных компаний в госорганы на двухлетний срок, а также принятие на работу в частные компании на высокие должности уходящих в отставку государственных чиновников – для создания механизма обратной связи.
Важно отметить, что механизмы саморегулирования в Японии имеют серьезное отличии от аналогичных зарубежных, так как здесь допустимы такие действия, как например ценовые соглашения или собирание информации о финансовом состоянии участников рынка, которые категорически запрещены во многих странах.