Что делать СРО, попавшим в список на исключение из госреестра?
Проверки СРО и исключения из реестра с одновременным участием Ростехнадзора (РТН) и Национального объединения (НО) могут произойти в двух случаях. Во-первых, когда РТН ведет штатную (плановую или внеплановую) проверку и по ее завершении обращается в НО о выдаче заключения о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра. Во-вторых, в случае, если НО делает заключение о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра и направляет в РТН.
Что делать СРО, попавшим в список на исключение из госреестра?
В первом случае стоит помнить, что только РТН имеет право вести надзорную деятельность на основании Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона №294, что определено ч.1 ст. 55.19 ГрК РФ (государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в соответствии с ФЗ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Контроль осуществляется в виде плановых и неплановых проверок на основании обращения граждан или юридических лиц, в том числе на основании обращения НО (ч.2-4 ст. 55.19 ГрК РФ). РТН ведет штатную (плановую или внеплановую) проверку, по ее завершении выносит предписание СРО, затем проводит повторную проверку и по ее завершении обращается в НО о выдаче заключения о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра. При этом РТН может обратиться в НО за заключением, а может и не обращаться.
НО в течение 30 дней со дня поступления обращения РТН утверждает заключение о возможности исключения (или об отсутствии оснований для исключения) сведений о СРО из государственного реестра сведений, которое подлежит направлению в РТН в течение пяти дней со дня его утверждения.
Во втором случае, когда в СРО обнаруживаются нарушения, НО направляет в партнерство соответствующее уведомление, что предусмотрено ч. 10 ст. 55.20 ГрК РФ. В уведомлении в обязательно должно содержаться предложение об устранении нарушений в указанные в уведомлении сроки. Одновременно НО направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное СРО нарушение в РТН.
Согласно ч. 5 ст. 55.19 ГрК РФ при поступлении уведомления РТН обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО или об отказе в ее проведении и направить в НО уведомление о принятом решении.
В указанном выше случае уведомление НО поступает в РТН на общих условиях: как заявления, обращения граждан, юридических лиц, должностных лиц в России, предполагающих, что в деятельности СРО нарушены требования закона, обозначенные в п.2 ч.4 ст. 55. 19 ГрК РФ. Уведомление НО, направленное в РТН, будет рассматриваться также на общих условиях, в связи с чем далее последует принятие или неприятие решения РТН о проведении проверки. Решение принимается в зависимости от обстоятельств. Как известно, НО, как и другие граждане или юрлица, направляет сотни жалоб и обращения в РТН на те или иные СРО. Однако, РТН признает лишь немногие факты, содержащиеся в обращении (заявлении, уведомлении) существенными и заслуживающими проведения проверок. Некоторые из фактов, указанных в обращениях (заявлениях, уведомлениях) могут быть недосказанными, некоторые не сопровождены соответствующими документами, в отдельных случаях может содержаться субъективное мнение жалобщика. Согласно статистике, НО направили за несколько лет в РТН десятки обращений, не более чем по 10% из них РТН были назначены проверки, а в 90% случаев – они были признаны необоснованными, в проведении проверок было отказано.
Как уже было сказано выше, НО не имеет права осуществлять надзорную (контрольную) деятельность, так как такая деятельность закреплена ГрК РФ за РТН. Между тем, НО может утвердить заключение о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра саморегулируемых организаций и направить указанное заключение в РТН в случае неисполнения СРО предложения об устранении выявленных нарушений (ч.11 ст. 55.20 ГрК РФ). При поступлении заключения, РТН в течение 30 дней вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о СРО из государственного реестра. Обращаем внимание, что речь РТН идет о праве, а не об обязанности РТН принимать такое решение или не принимать его.
Самое главное, на что следует обратить внимание – это то, что варианта, когда НО выявило нарушение, составило заключение о возможности исключения, направило в РТН и РТН в течение месяца исключил СРО из государственного реестра – не существует. Вопрос об исключении из госреестра СРО «Регионстройсервис» Национальное объединение рассматривало уже после всех проведенных РТН проверок, т.е. НО сформировало свое заключение о возможности исключения из реестра на финишной прямой. Сведения об указанном СРО РТН исключил из государственного реестра спустя месяц, но этому предшествовали многочисленные проверки РТН, выявившие основания для исключения из реестра. Только потом было получено заключение НО о возможности исключения, что в конечном итоге привело к печальному результату.
Общие выводы
Каждый ненормативный акт или действие должностного лица может быть оспорено в судебном порядке – будь то распоряжение о проведении проверки, решение Совета НО о начале подготовки документов на исключение из реестра, предписание РТН, уведомление НО об устранении нарушений, постановление о привлечении к административной ответственности. У СРО есть возможность оспаривать акты проверок и предписания РТН, действия должностных лиц при проверке вышестоящему лицу РТН. Согласно ч. 12 ст.16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки СРО вправе представить в РТН в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Выводы о сроках исключения из реестра:
– От обнаружения нарушений в деятельности СРО до момента исключения из реестра пройдет не менее 5 месяцев.
– На каждой из стадий проверок СРО имеет право исправить выявленные нарушения, сообщив об этом НО и РТН.
– Каждое заявление в суд об оспаривании ненормативных актов может сопровождаться ходатайством о приостановлении действия соответствующего ненормативного акта.
– Обращение в суд, прокуратуру затянет сроки исключения из реестра, что позволит СРО получить дополнительное время на устранение выявленных нарушений.
– Задачей государства и РТН в его лице, НО и самой СРО является не ликвидация саморегулируемой организации, а наведение порядка в этой сфере деятельности.
Сергей Афанасьев, руководитель экспертной группы Общественного совета по саморегулированию в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий и энергоаудита
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru
От редакции: Материал был подготовлен к заседанию Общественного совета по саморегулированию в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий и энергоаудита, которое состоялось в Санкт-Петербурге в прошлом месяце.