Госдума рассматривает сразу 5 законопроектов, разработанных СРО в сфере негосударственных пенсионных фондов
СРО Национальная ассоциация негосударственных пенсионныхфондов (НАПФ) перечислила разработанные ею приоритетные законопроекты, которые находятсяна рассмотрении в Государственной Думе. Среди них оказались поправки, гарантирующиеправа участников НПФ, а также законопроект, расширяющий виды деятельности НПФ.Публикация с перечнем из пяти инициатив саморегулятора появилась на его сайте30 июня.
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов разработаланесколько отраслевых законопроектов, которые в настоящее время проходятрассмотрение в Госдуме. Среди них:
- законопроект № 130955-8 «о гарантировании прав участниковнегосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственномупенсионному обеспечению»;
- законопроект № 130936-8 (законопроект спутник предыдущегодокумента) о внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в части создания на базе «Агентства по страхованию вкладов» системыгарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов понегосударственному пенсионному обеспечению);
- законопроект № 101376-8 о внесении изменений в часть вторуюНалогового кодекса в связи с внесении изменений в статью 10 Федерального закона«О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначениянегосударственных пенсий»;
- законопроект № 130812-8 о внесении изменений в Федеральныйзакон «О негосударственных пенсионных фондах» и статью 27 Федерального закона «Обинвестиционных фондах» в части расширения видов деятельности негосударственныхпенсионных фондов;
- законопроект № 1173189-7 о внесении изменений в Федеральныйзакон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в частииспользования и хранения электронных документов
Гарантии в негосударственном пенсионномобеспечении (НПО)
Законопроекты № 130955-8 и № 130936-8 предусматриваютсоздание на базе Агентства по страхованию вкладов системы гарантирования правучастников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению . Внедряемая системагарантирования прав участников НПО будет работать на основании механизмов,используемых сегодня в системах страхования банковских вкладов и гарантированияпенсионных накоплений.
Гарантийными случаями в соответствии с законопроектом будутявляться банкротство НПФ или аннулирование лицензии НПФ (за исключениемдобровольного).
На этапе накопления законопроект предусматривает, чтоучастникам будет гарантирован остаток средств на именных пенсионных счетах(взносы самого участника, его работодателя и иных лиц с учетом результата ихразмещения), но не более предельного размера гарантируемой суммы, которыйсоставит 1,4 млн рублей. Аналогичный предельный размер возмещения предусмотренв настоящее время системой страхования банковских вкладов граждан.
На этапе выплат, законопроект предусматривает гарантиювыдачи любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийногослучая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости (с 1 апреля2022 года размер соцпенсии по старости составляет 6,2 тысячи рублей).
Законопроекты № 130936-8 обязывает НПФ восполнять резервы дляпокрытия пенсионных обязательств за счет страхового резерва и собственныхсредств. Это должно предотвратить уменьшение остатков на пенсионных счетахучастников. Совместно с системой гарантирования это повысит уровень защиты участниковНПФ, увеличит доход, отражаемый на пенсионных счетах и создаст стимул для ростадолгосрочных инвестиций в экономике.
Аналогичный двухступенчатый механизм возмещения (со стороныНПФ и АСВ) и пятилетний период гарантийного восполнения предусмотрены вдействующей системе гарантирования прав застрахованных лиц в системеобязательного пенсионного страхования.
Налоговые льготы длячленов семьи
Законопроект № 101376-8 установит налоговые льготы напенсионные выплаты по договорам, заключенным физлицами с НПФ в пользу членовсемьи (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных,дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца илимать) братьев и сестер), детей – инвалидов, находящихся под опекой(попечительством). Пенсионные выплаты, получаемые по указанным договорам, небудут учитываться при определении налоговой базы физлиц.
Агентскаядеятельность для НПФ
Законопроект № 130812-8 расширяет виды деятельностинегосударственных пенсионных фондов. Он допускает НПФ к оказаниюкомплементарных видов деятельности.
Согласно действующему законодательству, для НПФ предусмотрензакрытый перечень допустимых видов деятельности: негосударственное пенсионноеобеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, иобязательное пенсионное страхование. Прочие виды деятельности запрещены.
Законопроект позволяет НПФ совмещать пенсионные и информационно-консультативныеуслуги в сфере финансового рынка. Поправки разрешат осуществлять деятельность вкачестве агента. При этом предлагается включить НПФ в перечень лиц, которыемогут выступать агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционныхпаев. Такое совмещение деятельностипредлагается организовать на основании договоров оказанияинформационно-консультативных услуг и агентских договоров, при этом фонд вправедействовать в качестве агента только при одновременном соблюдении следующихусловий:
- по агентскому договору фонд совершает только юридические ииные действия по заключению, сопровождению, изменению и расторжению договоровот имени и за счет принципала, являющегося юридическим лицом;
- фонд не несет ответственности по договорам, заключенным им вкачестве агента с третьими лицами;
- фонд не вправе получать от третьих лиц исполнениеобязательств по договорам, заключенным им в качестве агента.
НПФ будет вправе оказывать информационно-консультативныеуслуги в сфере финансового рынка, а также действовать в качестве агента толькопри условии, что размер его вознаграждения в год не будет превышать 50 % отсреднего за 3 предшествующих года размера оплаты услуг по негосударственномупенсионному обеспечению и вознаграждения фонда при осуществлении имдеятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Цифровизациядокументов
Законопроект № 1173189-7 направленна совершенствование правового регулирования в сфере создания и использования электронныхдокументов. Он призван обеспечить возможность для использования электронных документовна протяжении всего срока их хранения, в том числе при переходе на новые форматы.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru