Валерий Мозолевский: «Как победить гидру коммерциализации саморегулирования»
Информационный портал «Все о саморегулировании» публикует для ознакомления обобщенные предложения Валерия Мозолевского по борьбе с коммерциализацией саморегулирования в строительстве.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
«Господа!
По требованию времени я суммировал все предложения, которые написал при обсуждении проблемы коммерциализации саморегулирования и передаю для использования и для обсуждения на сайте.
Понимаю, что есть предложения «революционные», есть спорные, есть не воспринимаемые частью нашего «Общества».
Однако что-то конкретное надо делать, иначе этот карточный домик рухнет.
Из всего предложенного ясно видно, что саморегулирование реально НЕ СОСТОЯЛОСЬ И НАХОДИТСЯ В КРИТИЧЕСКОМ, ЕСЛИ НЕ В КОМАТОЗНОМ СОСТОЯНИИ, как бы руководство НОСТРОЙ не пыталось бездоказательно доказать обратное.
Саморегулирование в строительств состоится только тогда, когда именно НОСТРОЙ будет ЦЕНТРОМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ и технических решений в строительстве, направленных на обеспечение качества и безопасности объектов, центром реальной защиты интересов строительного сообщества во взаимоотношениях с техническими заказчиками, застройщиками. НОСТРОЙ обязан устранить «рабство» подрядчиков и субподрядчиков. На это должны быть нацелены в первую очередь СТАНДАРТЫ НОСТРОЙ и разрабатываемые им НПА.
НОСТРОЙ должен разрабатывать Перечень работ на выдачу свидетельств о допуске к ним. Мы же отвечаем за безопасность и качество. И этот перечень должен быть принят. Только у нас сегодня есть опыт, знания и ответственность.
НОСТРОЙ ОБЯЗАН РАЗРАБОТАТЬ СТАНДАРТ ПРЕДКВАЛИФИКАЦИИ ПОДРЯДЧИКОВ и только при этом мы можем брать ответственность за исполнения этих контрактов.
ЦЕНТРОМ разрабатывающим решения в инвестиционно-строительной деятельности вместе с другими партнерствами (НОП, НОИЗ и др).
Иначе, это просто ИГРА и использование денег строителей в виде взносов не по назначению..
Передаю ВАМ мои соображения. Прошу продумать и дать в дополнение свои предложения. Только так мы сможем выработать предложения или требования к НОСТРОЙ для оздоровления обстановки.
Что необходимо сделать, что бы победить «гидру» коммерциализации саморегулирования и неправомерной выдачи (продажи) Свидетельств о допуске к выполнению работ в строительстве?
1. Формирование СРО по субъектам Федерации, как и сформирована Россия. Это даст уменьшение коммерциализации СРО минимум на 50-60%. Можно лучше организовывать работу и взаимодействие с заказчиками, властными, контрольными и надзорными органами. Будет более понятна роль НОСТРОЙ. Сегодня все межрегиональные СРО - маленькие НОСТРОИ. Сегодня из-за организационных вопросов - повторение проблем лицензирования. Формирование СРО вне границ субъекта противоречит нормам ФЗ № 315 и нормам логики организации некоммерческих партнерств.
2. Отказ от электронных аукционов в закупках в строительстве имеет еще и политическое значение в части развития и укрепления саморегулирования в строительстве. Одной из основных причин «продажи» или недобросовестной выдачи свидетельств о допуске к выполнению работ, оказывающие влияние на безопасность объектов, являются именно электронные аукционы, для участия в которых достаточно лишь представить «порой ничего не значащую бумажку», которая имеет форму свидетельства. При этой системе заказчикам запрещено (наверное, специально) реальную квалификацию специалистов и рабочих, финансовую устойчивость организации и их реальный опыт работы, представлять в качестве описания объекта закупок проектную и рабочую документацию (а это уже на грани абсурда и преступления), что уже предопределяет неэффективное использование выделяемых бюджетных средств.
Только реальная предквалификация участников закупок в строительстве кардинально изменит ситуацию и с коммерциализацией саморегулирования и пресечет фактически преступную деятельность недобросовестных и коммерческих СРО строителей, как сейчас это будет происходить с изыскателями и с проектировщиками, у которых будут двухэтапные торги.
Это даст реальное снижение коммерциализации минимум на 50%.
3. Необходимо принять логичное решение, что исключение члена СРО из СРО означает его исключение из системы саморегулирования и лишение его руководителя и собственника прав заниматься строительной деятельностью сроком двух лет. Его не имеют право принять никакая СРО в течение 2-х лет, как и включенных в реестр недобросовестных поставщиков. Если исключает члена какая-то СРО, это значит, что по таким же причинам его бы исключили и все остальные СРО. Иначе, какая-то насмешка и это развращает саморегулирование. Мы не знаем примера, когда исключенный член СРО оспорил решение СРО в суде. Значит, он не должен быть принят нигде. Если какое-то СРО приняло - жесткий спрос с Гендиректора и всех членов Правления СРО и его принудительное лишение уже этого допуска без разбирательства сути. Исключенный член СРО может оспорить в суде только исключение из СРО. Лишение свидетельства после неправомерного его принятия не может им или этим СРО быть оспоренным.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
4. Добровольный выход из СРО строителей равнозначен добровольному отказу от строительной деятельности. Срок нового возобновления этой деятельности, не менее один год. Руководители не лишаются прав организовать другую компанию и заниматься строительной деятельностью. Необходимо учитывать, что СРО формируются по субъектным признакам.
5. Полная информационная открытость НОСТРОЙ через его сайт. Информационное пространство СРО и НОСТРОЙ должно замыкаться на НОСТРОЙ. Т.е. он обязан вести интегрированные реестры, например:
а) обобщенный реестр информационной открытости по всем пунктам, прописанным в законе и в Приказе Минэкономразвития (ФЗ - № 113) по горизонтали и по всем СРО по вертикали. На этом сайте проставлять индекс или место каждого СРО в рейтинге СРО строителей по этому показателю;
б) обобщенный реестр количества членов СРО (по каждому СРО) и величине компенсационного фонда с определением средней величины на одного члена СРО. Опять рейтинг СРО и красная линия ниже которой СРО по количеству членов менее 100 и по средней величине КФ на одного члена менее 300 тыс. рублей, а желтая линия, ниже которой величина КФ на одного члена менее средней величины КФ всех СРО за минусом ниже 300 тысяч;
в) реестр всей переписки НОСТРОЙ с органами власти и управления (исх. и вх. - ответы);
г) реестр переписки НОСТРОЙ со СРО, т.е., с членами НОСТРОЙ;
д) реестр всех судебных дел НОСТРОЙ;
е) реестр всех аттестованных специалистов членов СРО с привязкой к строительным организациям и СРО;
ж) полный интерактивный реестр всех строительных организаций всех СРО строителей с возможностью их группировки по субъектам Федерации, по СРО, по алфавиту и по другим признакам;
з) возможно и другие реестры информации.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
6. Установить максимальное количество членов СРО строителей, что бы аппарат СРО мог его нормально обслуживать и исполнять все необходимые функции (возможно 600 членов).
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
7. Разработать и утвердить СТАНДАРТ совместной работы нескольких СРО строителей (сколько их есть в субъекте) в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
То же СТАНДАРТ работы СРО строителей, проектировщиков и изыскателей в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
8. Законом или стандартом саморегулирования ввести обязательные квалификационные требования, как и к специалистам строительной организации для получения свидетельства о допуске к работам,к членам органов Управления СРО и НОСТРОЙ, таких как:
а) генеральный директор СРО - высшее строительное образование и стаж работы не менее 10-15 лет или он должен иметь заместителя с таким же образованием и стажем;
б) руководитель контрольного отдела СРО - высшее строительное образование и стаж работы не менее 10 лет;
в) инспекторы Контрольного отдела - строительное образование: высшее - стаж работы не менее 5-ть лет, среднетехническое - стаж работы не менее 7-ми лет;
г) члены Правления СРО (руководители строительных организаций, члены партнерства - высшее строительное образование, стаж работы не менее 10-ти лет полностью или не менее 75% состава);
д) подобные требования к руководителям коллегиального исполнительного органа Национального объединения строителей. Такие же требования к руководителям Комитетов НОСТРОЙ. Весьма жесткие требования (высшее образование и стаж не менее 15-ти лет в строительстве для Президента, вице-президентов НОСТРОЙ);
е) такие же требования должны быть к руководителям Департаментов и Управлений НОСТРОЙ;
ж) должны быть понятные и разумные квалификационные требования ко всем работникам Аппарата НОСТРОЙ;
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
Если мы сами себя уважаем, мы не должны допускать, что бы в Совете Национального объединения строителей, тем более исполнительном органе, присутствовали и принимали решения (влияли на решения) не строители, а люди, которые никогда не занимались строительством.
Из этого и вырастает коммерциализация саморегулирования, так как многие (не все!) из них этим же занимались и при лицензировании. Надоело. Надоела гнилая практика НОСТРОЙ и то, что за 4-е года эта проблема (коммерциализация саморегулирования в строительстве) не решена.
Система лицензирования при переходе на саморегулирование просто перетекла в выдачу свидетельств. Поэтому, никакого саморегулирования в строительстве сейчас нет.
Строительное сообщество сейчас не имеет никакого ВЕСА или значения для Минрегиона и других Министерств и Ведомств. Там и в том, что кто-то может использовать деньги НОСТРОЙ - нас просто используют.
Мы, как строители, саморегулируемые строительное сообщество, ни одного решения не можем провести через коридоры власти и управления (обновленный приказ № 624, закупки в строительстве, ГрадКодекс и прочее), вопросы РТН.
Саморегулирование только состоялось для коммерческих СРО и для кормящихся около них. И это ужасно и печально.
Если НОСТРОЙ не решит все вопросы строителей в ФЗ 44 (закупки в строительстве) и в вопросах отношений между заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками - тогда можно сказать, что прошедшие 4-е года потеряны для строителей. Необходимо все начинать сначала.
Если я не прав, скажите, в чем и что необходимо делать дальше? НАМ СТРОИТЕЛЯМ! И ВСЕМ СТРОИТЕЛЯМ ВОКРУГ НАС.
9. Конечно же важно, чтобы в стандарте саморегулирования «Организация коллегиального органа управления СРО (Правления) и осуществления его работы» в самом Правлении более половины численности членов его были руководители малого бизнеса и не менее 25% численности - представители среднего бизнеса (объем годовой от 400 млн. рублей до 1-го миллиарда рублей), что хоть как-то будет соответствовать реальному удельному весу компаний малого и среднего бизнеса в партнерствах.
Это тоже очень важно. Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
10. Важно, чтобы в коллегиальных руководящих органах СРО и НОСТРОЙ было максимальное количество руководителей чистых подрядчиков (работающие по договору) и минимум руководителей компаний - застройщиков, так как в противном случае интересы именно подрядчиков, которые работают только по свидетельствам о допусках в соответствии с перечнем работ по Приказу № 624, мало интересует и Правление СРО и коллегиальный орган управления НОСТРОЙ - Совет.
Зачастую, эти руководители просто не знают интересов строителей - подрядчиков, а смотрят на них как заказчики. И тогда возникает своеобразный конфликт интересов.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
11. Еще есть эффект коммерциализации саморегулирования из-за некорректной организации и самой структуры управления Национального Объединения строителей, что зашло далеко, но не понимается и не воспринимается руководством Исполнительного органа НОСТРОЙ.
По этой причине имеем реально 15-20% коммерциализации саморегулирования в строительстве.
Проценты снижения нельзя суммировать. Они могут поглощаться друг другом или взаимодействовать друг с другом.
Считаю, что при выполнении всех описанных требований феномен коммерциализации будет практически уничтожен.
Генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» В.П. Мозолевский».
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru